Сказочник №13

Я знаю, никакой моей вины — стихотворение А.Т.Твардовского

Я знаю, никакой моей вины — стихотворение А.Т.Твардовского

 
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…


 

Я знаю, никакой моей вины — краткий анализ стихотворения

 
Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» написано Твардовским в 1968 году.
Известно, что в перво­начальной редакции произведение имело другой конец: — «Речь не о том. Но все же… что же все же? Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.»
 
В последствии Твардовский убрал поясняющее двустишие, не­смотря на удачную афористическую формулировку, углубля­ющую основную мысль произведения. Но в то же время эта концовка в определенной степени ограничивала стихотворе­ние. И поэт справедливо ее сократил, сделав последней пре­дыдущую строку. Троекратным повтором автор усилил эмо­циональность и многозначность заключительной фразы. А заключительное многоточие заменило последние две строч­ки, придав финалу большую многозначность, определенную поэтическую открытость.
 
Произведение относится к патриотической лирике. Оно представляет собой монолог-исповедь лирического героя.
 
Лирический герой Твардовского остро ощущает свою вину перед погибшими фронтовиками. «Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безу­мия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безу­мия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близ­кого к ощущению собственной вины: “…но все же, все же, все же…”» — писал Б. Можаев. «У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств.
 
Стихи об­рываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную вырази­тельную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя».
 
Стихотворение представляет собой шестистишие. Рифмов­ка — парная и кольцевая. Поэт использует скромные сред­ства художественной выразительности: анафору («В том… В том…»), лексический повтор («все же, все же, все же…»), ме­тафору («Что я их мог, но не сумел сберечь…»).
 
В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.
 
У произведения нет четкого финала. Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.
 

Читать другие стихи А.Т.Твардовского
Биография А.Т.Твардовского
Рассказ танкиста
Exit mobile version