Борис Житков
 
 — Я так мечтала полететь к облакам,  а теперь боюсь,  боюсь! — говорила
 дама,  которую  подсаживал в  каюту  аэроплана толстый  мужчина  в  дорожном
пальто.
 — Теперь —  как по железной дороге,  — утешал ее толстяк, — даже лучше:
 никаких стрелочников,  столкновений,  снежных заносов. — За ними неторопливо
 протискивался военный с пакетами, с толстым портфелем и с револьвером поверх
 шинели.
 Долговязый мрачный пассажир с  сердитым подозрительным видом осматривал
 аппарат со всех сторон,  ничего не понимал,  но думал,  что все же надежнее,
 если самому посмотреть.
 Он подошел к пилоту, который возился у рулей, и спросил сухим голосом:
 — А скажите,  в воздухе бывают бури? И эти ямы воздушные? Ведь ночью их
 не видать?
 Пилот улыбнулся.
 — Да и днем их не видно.
 — А если провалимся, то?..
 — Ну пролетим вниз немного, не беда, — мы высоко полетим.
 — Ах,  очень высоко?  —  вмешался молодой человек в  синей кепке,  тоже
 пассажир.  —  Это очень приятно!  —  сказал он храбро.  Хотел улыбнуться, но
 вышло кисло. Долговязый злобно взглянул на него и ушел в каюту, где и уселся
 рядом с толстяком.
 — Э-эй,  обормоты!  Не  разливай бензина!  —  крикнул пилот мальчишкам,
 которые наполняли из жестянок бензинные баки.
 — Ладно,  черт!  —  сказал один из них и  ловко вынул из отверстия бака
 сетчатый стакан, через который лился и фильтровался от сора бензин.
 — Теперя ходче пойдет.  Чего зря-то мерзнуть!  А засорится мотор —  так
 тебе,  дьяволу,  и надо,  лайся больше!  Сам обормотина! — вполголоса ворчал
 мальчишка.
 Наконец все было готово,  все десять пассажиров сидели по местам.  Пора
 лететь. Механик еще раз посмотрел, все ли исправно.
 — А что ж, меня-то возьмешь? — спросил механика ученик Федорчук.
 — Нет,  ты  тут подлетывай.  В  большой рейс тебя не рука брать.  Лучше
 набрать чего-нибудь, повезти продать пуда четыре.
 — Так ведь какое тут ученье! Взяли бы — пригодился б, может быть.
 — Какая от тебя польза, одно слово — балласт, — отрезал механик.
 Но пилоту стало жаль Федорчука.
 — Я все равно никакой спекуляции везти не дам,  чего там! Пусть учится.
 Одевайся — полетишь!
 Федорчук бегом пустился в ангар одеваться.
 Снялись.
 Аппарат набирал высоты,  выше и выше, шел к снежным облакам, которые до
 горизонта обволокли небо плотным куполом.  Там,  выше этих облаков, — яркое,
 яркое солнце, а внизу ослепительно белая пустыня — те же облака сверху.
 Два мотора вертели два винта.  За  их  треском трудно было слушать друг
 друга пассажирам,  которые сидели в  каюте аппарата.  Они  переписывались на
 клочках бумаги.  Некоторые,  не отрываясь, глядели в окна, другие, наоборот,
 старались смотреть в пол,  чтобы как-нибудь не увидать, на какой они высоте,
 и не испугаться,  но они чувствовали, что под ними, и от этого не могли ни о
 чем больше думать.  Дама достала книжку и,  не отрываясь, в нее смотрела, но
 ничего не понимала.
 — А мы все поднимаемся,  — написал на бумажке веселый толстый пассажир,
 смотревший в окно, своему обалдевшему соседу.
 Тот прочел,  махнул раздраженно рукой,  натянул еще глубже свою шляпу и
 ниже  наклонился к  полу.  Толстый пассажир достал из  саквояжа бутерброды и
 принялся спокойно есть.
 А впереди у управления сидели пилот,  механик и ученик.  Все были тепло
 одеты,  в кожаных шлемах.  Механик знаками показывал ученику на приборы:  на
 альтиметр,  который показывал высоту,  на  манометры,  показывавшие давление
 масла и  бензина.  Ученик следил за его жестами и  писал у  себя в  книжечке
 вопросы корявыми буквами —  руки были в огромных теплых перчатках. Альтиметр
 показывал 800 метров и шел вверх. Уже близко облака.
 — А как в облаках? — писал Федорчук.
 — Чепуха, увидишь, — ответил механик.
 Ученик не спешил бояться, хоть никогда в облаках не был. Грешным делом,
 он  все-таки  подумывал,   что  непременно  должно  выйти  что-нибудь  вроде
 столкновения.  Впереди было совсем туманно,  но через минуту аппарат попал в
 полосу снега, который, казалось, летел не сверху, а прямо навстречу.
 Снег залепил окно впереди пилота —  внизу ничего не  было видно.  Пилот
 правил по компасу, но все так же забирал выше и выше. Стало темнее.
 Механик написал Федорчуку:
 — Мы в облаках.
 Вокруг них был густой туман и стало темно,  как в сумерки.  Да и поздно
 было — оставалось полчаса до заката.
 Но вот стало светлеть,  еще и  еще,  и яркое солнце совсем на горизонте
 весело  засверкало  на  залепленных  снегом  стеклах.  Даже  пассажиры,  что
 смотрели в пол,  приободрились и ожили.  Сильный ветер от хода аппарата сдул
 налипший на  стекла  снег,  и  стало  видно  яркую  пелену внизу  до  самого
 горизонта, как будто над бесконечной снежной равниной несся аппарат.
 Пилот смотрел по часам и  высчитывал в уме,  где они сейчас должны были
 быть.  Солнце зашло.  Механик включил свет,  и  оттого в  каюте у пассажиров
 стало уютней.  Все привыкли к  равномерному реву моторов и  свисту ветра.  В
 каюте было тепло,  и  можно было забыть,  что  под  аппаратом полторы версты
 пустого пространства, что если упасть, то ворон костей не соберет, что жизнь
 всех  —  в  искусстве  пилота  и  исправной работе  моторов.  Многие  совсем
 развеселились, а толстый пассажир посылал всем смешные записки.
 Вдруг в  рев моторов ворвались какие-то  перебои.  Пассажиры беспокойно
 переглянулись.  Долговязый побледнел и в первый раз взглянул в окно:  оттуда
 на него глянула пустая темнота, только отражение лампочки тряслось в стекле.
 Но перебои прекратились, и опять по-прежнему ровным воем ревели моторы.
 — Не пугайтесь, — писал толстяк, — если и станут моторы, мы спланируем.
 — В море, — приписал долговязый и передал записку обратно.
 Действительно,  аппарат  летел  теперь  над  морем.  Механик напряженно
 слушал рев моторов,  как доктор слушает сердце больного.  Он понял,  что был
 пропуск,  что, вероятно, засорился карбюратор — через него попадает бензин в
 мотор, а что теперь пронесло; но уже знал, что бензин не чист, и боялся, что
 засорится карбюратор — и станет мотор.
 Федорчук спросил,  в  чем дело.  Но  механик отмахнулся и,  не отвечая,
 продолжал напряженно прислушиваться.  Ученик старался сам догадаться, отчего
 это поперхнулся мотор.  Тысяча причин:  магнето,  свечи,  клапана —  и какой
 мотор,  правый или  левый?  В  каждом моторе,  опять  же,  два  карбюратора.
 Федорчуку тоже приходило в голову, не засорилось ли.
 «Ну, подумал Федорчук, будем планировать и чиниться в воздухе».
 Но  ему было удивительно,  почему так перепугался этот знающий механик.
 Такой он трус или,  в  самом деле,  что-нибудь серьезное,  чего в  полете не
 исправить, а он, новичок, не понимает?
 Но  тут рев моторов стал вдвое слабее.  Пилот повернул руль и  выключил
 левый мотор. Федорчук понял, что правый стал сам.
 Механик побледнел и  стал качать ручной помпой воздух в  бензинный бак.
 Федорчук сообразил,  что  он  хочет  напором бензина прочистить засорившийся
 карбюратор,  он знал уже,  что это ни к чему.  Пилот кричал на ухо механику,
 чтобы тот шел на крыло наладить остановившийся мотор.
 Альтиметр показывал 1900 метров.
 А в каюте встревоженные пассажиры глядели друг другу в испуганные лица,
 и даже толстяк писал не совсем четко: рука его тряслась немного.
 — Мы планируем, сейчас исправят мотор, и мы полетим.
 Но мысленно все прибавляли: вниз головой в море.
 Пассажиры не знали, на какой они высоте.
 Все боялись моря внизу, и в то же время их пугала высота.
 Долговязый пассажир вдруг сорвался с  места и  бросился к дверям каюты;
 он дергал ручку,  как будто хотел вырваться из горящего дома.  Но дверь была
 заперта снаружи. Дама выпустила из рук книжку, дико, пронзительно закричала.
 Все вздрогнули, вскочили с мест и стали бесцельно метаться.
 Толстяк повторял, не понимая своих слов:
 — Я скажу, чтобы летели, сейчас скажу!..
 Дама повернулась к окну и вдруг мелко и слабо забарабанила кулачками по
 стеклу, но сейчас же упала без чувств поперек каюты.
 Военный,   бледный  как  полотно,   стоял  и   глядел  в   черное  окно
 остановившимися глазами.  Колени его тряслись,  он еле стоял на ногах, но не
 мог  отвести глаз.  Молодой человек в  синей кепке закрыл лицо  руками,  как
 будто у него болели зубы.  В переднем углу пожилой пассажир мотал болезненно
 головой и вскрикивал:  «Га-га-га».  В такт этому крику все сильнее дергалась
 ручка двери,  и  больше раскачивался молодой человек.  «Га-га-га»  перешло в
 исступленный рев, и вдруг все пассажиры завыли, застонали раздирающим хором.
 А механик все возился,  все подкачивал помпу,  стукал пальцем по стеклу
 манометра. Пилот толкнул его локтем и строго кивнул головой в сторону выхода
 на крыло.  Механик сунулся, но сейчас же вернулся — он стал рыться в ящике с
 инструментами,  а они лежали в своих гнездах, в строгом порядке. Хватал один
 ключ,  бросал,  мотал головой,  что-то шептал и снова рылся. Федорчук теперь
 ясно видел,  что механик струсил и  ни  за что уж не выйдет на крыло.  Пилот
 раздраженно толкнул механика кулаком в шлем и ткнул пальцем на альтиметр: он
 показывал 650.
 Шестьсот пятьдесят метров до моря.
 Механик  утвердительно закивал головой и  еще  быстрее стал  перебирать
 инструменты. Пилот крикнул:
 — Возьми руль!
 Хотел встать и сам пойти к мотору.  Но механик испуганно замахал руками
 и откинулся на спинку сиденья.
 Федорчук вскочил.
 — Давай ключ!  —  крикнул он  механику.  Тот дрожащей рукой сунул ему в
 руку маленький гаечный ключик. Федорчук вышел на крыло.
 Резкий пронизывающий ветер нес  холодный туман,  —  он  скользкой корой
 намерзал на крыльях, на стойках, на проволочных тягах.
 — К мотору!
 Рискуя каждую секунду слететь вниз, добрался Федорчук до мотора. Теплый
 еще.
 Федорчук слышал вой из  пассажирской каюты и  нащупывал на  карбюраторе
 нужную гайку.
 — Вот она!
 Скользко стоять, ветер ревет и толкает с крыла.
 Вот гайка поддалась.
 Идет дело!
 Спешит Федорчук,  и уж слышно, как ревет внизу море. Еще минута, другая
 — и аппарат со всеми людьми потонет в мерзлой воде.
 — Готово!
 Теперь гайку на место! Замерзли пальцы, не попадает на резьбу проклятая
 гайка. Сейчас, сейчас на месте, теперь немного еще притянуть.
 — Есть! — заорал Федорчук во всю силу своих легких.
 Включили электрический пуск,  и  заревели моторы.  В  каюте  все  сразу
 стихли и опустились,  где кто был: на пол, на диваны, друг на друга. Толстяк
 первый пришел в себя и стал подымать бесчувственную даму.
 А Федорчук смело лез по крылу назад к управлению. У него весело было на
 сердце.  Порывы штормового ветра бросали аппарат.  Федорчук взялся за  ручку
 дверцы,  но  соскользнула нога с  обледенелого крыла,  ручка выскользнула из
 рук, и Федорчук сорвался в темную пустоту.
 Через минуту пилот злобно взглянул на механика.  Тот,  бледный, все еще
 перебирал инструменты в ящике. Оба понимали, почему нет Федорчука.