Сказка Глагол тоже человек — лингвистическая сказка по русскому языку

    Лингвистическая сказка по русскому языку

     

    Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи.
    У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.
    Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал
    рассказывать о своей беде. Кого-кого ни посылали: Прилагательное, Числительное, Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали к Глаголу, но так ничего и не узнали.
    Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало:
    - Ох, ах, ух, эх...
    Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало:
    - Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол!
    И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать
    о своей беде.
    - Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту
    минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают, сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили:
    Вредный дядюшка Глагол,
    Для чего ты к нам пришёл?
    Двойки, единицы -
    Вот твои сестрицы...
    Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось:
    - Фи, как им не стыдно!
    - Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь
    они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить
    без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол!
    Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали
    делегацию к Грамматикусу.
    А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал.Когда части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок (так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал:
    - Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит.
    Вместе споют - никогда ошибаться не будут...
     
    У спряжений есть закон,
    И ничуть не сложен он:
    Гнать, держать,
    Смотреть и видеть,
    Дыщать, слышать, ненавидеть,
    И зависеть, и вертеть,
    И обидеть, и терпеть,
    И глаголы, что на -ить,
    Кроме двух: стелить и брить, -
    Их спрягаем с буквой И...
    Чтоб запомнить, повтори....
     
    Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца. Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку. Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что? Глагол тоже человек!
     

    Читать другие лингвистические сказки.

    Похожие по теме