Сказка Сакариаса Топелиуса
В одной далекой сказочной стране жили-были король с королевой.
Росла у них дочка по имени Адальмина, самая что ни есть настоящая принцесса. И как к каждой сказочной принцессе, на крестины к ней были приглашены феи — розовая и сиреневая. Как и положено феям, гостьи пришли с подарками.
Розовая фея преподнесла малютке-принцессе огромную жемчужину дивной красоты. Такая жемчужина уже сама по себе подарок, но ведь она была еще и волшебная! Розовая фея сказала:
— Эта жемчужина принесет Адальмине красоту и таланты, ум и богатство, никто не сможет сравниться с ней. Но эти дары заключены именно в жемчужине. Стоит принцессе потерять ее, как она тут же потеряет и все волшебные качества.
Этот подарок очень, очень понравился королю и королеве (сама принцесса не могла его оценить — она была еще очень мала).
Тут к колыбели принцессы подошла сиреневая фея и сказала так:
— Конечно, принцессе подарили прекрасный подарок. Но и мой не так плох. Правда, она не сможет получить его, пока жемчужина у нее. Но вот если Адальмина вдруг потеряет жемчужину и вместе с ней и все волшебные дары розовой феи, то тогда взамен потерянного она получит мой подарок — доброе сердце.
После этого феи попрощались — и исчезли.
— Что за странный подарок? — возмущенно сказал король королеве. — Где ж это видано, чтобы королевской дочери дарили доброе сердце? То ли дело жемчужина! И королева была с ним согласна.
Король призвал своего придворного ювелира — великого искусника — и приказал ему сделать для Адальмины маленькую корону и вставить в нее драгоценную жемчужину. Да не простую корону заказал король, а такую, чтоб она росла вместе с принцессой и всегда была ей впору, и чтоб никому, кроме принцессы, она не была впору.
Королевский ювелир на то и был королевским, чтобы справляться с самыми трудными заданиями — корона была сделана уже через два дня. И она была точь-в-точь такая, как заказал король.
Корону надели малютке-принцессе на голову и строго-настрого запретили снимать ее. Так девочка и жила, не расставаясь с короной ни на миг.
Но король все-таки очень боялся, что его любимая дочь лишится своего сокровища. Он приставил к девочке четырех камердинеров и четырех придворных дам. Им было поручено не спускать с принцессы Адальмины глаз и следовать за ней повсюду.
Девочке разрешили гулять только в королевском саду, да и то только в сопровождении слуг и придворных!
А жемчужина взаправду оказалась волшебной; вскоре начало сбываться все, что обещала розовая фея.
Девочка росла такой хорошенькой, что нельзя было не восхищаться ею. Она — по мнению всех придворных — была самой красивой принцессой на всем белом свете. Да так оно и было. Красота Адальмины затмила всех красавиц и даже вошла в поговорку.
Богатства короля — а значит и самой Адальмины — росли и приумножались день ото дня, как и предсказывала фея. Покои принцессы были самыми роскошными во дворце. Каких только чудес и диковин не было там! Блеск золота, серебра и драгоценных камней в них был таким ослепительным, что только красота принцессы могла соперничать с ним!
Но принцесса была не только красива и богата! Еще в детстве она была такой смышленой, что все взрослые только диву давались! Даже самые трудные уроки, которые задавали ей учителя, она учила с легкостью. О ее уме и образованности говорили все ученые и мудрецы. Ей ничего не стоило разрешить загадки, над которыми подолгу бились седобородые профессора. Королевские министры по всем самым сложным вопросам советовались только с ней. В один голос твердили они, что такой умной принцессы свет еще не видывал!
Ну как тут было не восхищаться Адальминой! Ну как тут было не хвалить ее! Король-отец и королева-мать так гордились своей дочуркой! С утра до вечера они говорили ей, какая она прелестная, какая она умная, какая она чудесная! А придворные тем более не скупились на восторги и похвалы.
И знаете, Адальмина охотно верила им! Она была и умна, и богата, и хороша собой. Эти чудесные качества подарила ей крестная. Но никто не дарил Адальмине зависти, бессердечия и злобы.
Когда принцесса встречала кого-нибудь, кто мог соперничать с нею, она теряла весь свой хваленый ум, а лицо ее становилось злым и потому некрасивым — ведь Адальмина отчаянно завидовала чужим успехам, чужой красоте. Она горячо любила только одного человека — саму себя. И это чуть не погубило ее.
Адальмине исполнилось уже шестнадцать лет, когда однажды она, гуляя по королевскому саду, бросила взгляд за его ограду, туда, где зеленел лес, и подумала: «А почему бы мне не прогуляться по лесу?» Но четыре камердинера и четыре придворные дамы осмелились отказать своей принцессе — ведь у них был приказ короля!
О, как разгневалась принцесса Адальмина! Ведь она не привыкла, чтобы ей в чем-то отказывали. Она отхлестала своих слуг по лицу, а потом перелезла через ограду и, пока придворные стояли в растерянности, уже скрылась в лесу.
Как Адальмина была довольна, что провела этих глупых и надоедливых слуг! Она шла все дальше в лес, наслаждаясь свободой.
Но вскоре ножки принцессы устали, она почувствовала жажду. Вот тут-то Адальмина пожалела, что рядом нет никого, кто с поклоном подал бы ей бокал воды…
Но вот на пути ей встретился светлый и чистый ручеек. Конечно, принцесса не привыкла пить из ладони, но все же ей пришлось нагнуться к ручью и зачерпнуть воду. Она опустилась на колени у ручья, и в нем отразилась склоненная над водой прекрасная девушка.
Адальмина увидела свое отражение и залюбовалась им. И вдруг корона, драгоценная корона с волшебной жемчужиной, свалилась с ее головы и упала в воду. Но принцесса даже не заметила этого.
Вскоре круги на воде успокоились… и вместо очаровательной надменной девушки в воде отразилась какая-то нищенка в рваной одежде, растрепанная и некрасивая.
Принцесса так испугалась этого страшного превращения, что совсем потеряла голову. Она бросилась бежать подальше от ручья и бежала все дальше в чащу. И вскоре поняла, что совсем заблудилась.
А дело было уже к вечеру. В лесу быстро стемнело. Адальмине было очень страшно и очень одиноко.
И вдруг, как по волшебству, на поляне перед принцессой появилась маленькая хижина. На пороге Адальмину встретила бедно одетая старушка. Хозяйка хижины ничуть не удивилась, увидев Адальмину, как будто знала о ее приходе.
— Бедная девочка! Ты, наверное, заблудилась? — спросила она. — Как тебя зовут?
Но принцесса ничего не отвечала, только плакала, ведь она так устала и была так испугана! А старушка и не стала выпытывать у нее ничего. Она просто сказала:
— Если хочешь, милая девочка, оставайся жить со мной. Я пасу коз, но самой мне уже тяжело справляться с этим, будешь мне помощницей. А есть будешь то же, что и я ем.
И Адальмина, заносчивая и гордая принцесса, поцеловала старушке руку — так она была благодарна ей за участие.
Адальмина осталась жить в лесной хижине. Она помогала старушке управляться со стадом, прибиралась по дому. У нее не все получалось, но Адальмина искупала свою неловкость добротой и приветливостью. А как она расцветала от любой похвалы! Впервые в жизни Адальмина от чистого сердца была благодарна за похвалу, а не принимала ее как должное.
Вы можете даже удивиться такому чудесному превращению. Но это просто начал действовать волшебный подарок сиреневой феи.
А в это время в королевском замке царили печаль и растерянность. Как плакала королева-мать! Как гневался король-отец! Его Величество У приказал бросить камердинеров и придворных дам, сопровождавших Адальмину, в каменную темницу. Но разве это могло вернуть принцессу? Королевский двор погрузился в печаль. Вскоре король, как это водится в сказках, обещал отдать полкоролевства тому, кто найдет принцессу.
И все принцы, смелые рыцари и просто благородные юноши из окрестных королевств пустились на поиски Адальмины. Но как ни старались, они не могли найти даже ее следа — ведь они искали прекрасную принцессу, не зная, что на самом деле произошло с Адальминой.
На поиски Адальмины отправился и принц Сигизмунд из королевства Франкландии, смелый и прекрасный юноша. В своих скитаниях он однажды забрался в чащу леса неподалеку от столицы королевства. На порог бедной избушки вышла навстречу ему старушка.
— Добрая женщина, скажи, не видела ли ты здесь принцессу Адальмину? — спросил принц.
Старушка подняла на принца глаза, которые показались ему очень молодыми, и ответила:
— Нет, в этих краях я не видала девушки, похожей на принцессу. И по правде сказать, благородный юноша, разве Адальмина стоит того, чтобы столько молодых людей гонялись за ней по всему свету? Ведь, как я слышала, принцесса была хоть и красивой, и умной, но злой и заносчивой. Она никого не любила, кроме себя, не смогла бы полюбить и своего спасителя.
В это время к хижине подошла Адальмина и приветливо поздоровалась с гостем. И хотя была она бедно одета, и красотой не блистала, принца Сигизмунда сразу покорила ее доброта.
Вспомнил принц о красивой, но заносчивой и вздорной Адальмине и подумал: «А и правда, зачем мне искать принцессу? Пусть ищут ее другие. А я построю себе замок и останусь жить в этих местах».
Так он и сделал, и вскоре построил замок как раз около того ручья, где Адальмина потеряла свою корону.
Однажды летом принц гулял в своих владениях и присел отдохнуть у ручья. И вдруг заметил, что в воде что-то блестит. Принц Сигизмунд достал со дна ручья золотую корону с жемчужиной изумительной красоты.
«Наверное, это корона принцессы Адальмины», — решил принц Сигизмунд и, хоть он уже не собирался жениться на Адальмине и получать полкоролевства, все же поехал со своей находкой к королю. Конечно, родители Адальмины не могли не узнать короны, которую носила их дочка. И конечно же, они поняли, что Адальмина потеряла свою корону, а значит, потеряла и красоту, и богатство. И теперь никто даже не поверит ей, что она — принцесса Адальмина.
С того времени, как Адальмина пропала, прошло уже два года, и потому король решил примерить корону всем девушкам королевства, которым исполнилось восемнадцать лет — столько же, сколько должно было исполниться Адальмине.
Тут же королевские гонцы объявили этот приказ по всей стране. Король обещал, что ту девушку, которой корона придется впору, он признает своей дочерью, принцессой, и выдаст замуж за принца Сигизмунда Франкландского.
Тысяча девушек или даже немного больше собрались у королевского дворца. Не всем из них было восемнадцать, но они почему-то об этом забыли. И все они мечтали примерить корону и стать принцессой. За целый день корону успели примерить все желающие. Но ни одной девушке корона Адальмины не подошла: кому-то она была мала, кому-то велика.
А король все не объявлял своего решения. Он выглядывал из дворцового окна и все смотрел на дорогу. А потом распорядился поставить у ворот дворца часового. Ему было приказано смотреть, не идет ли еще кто-нибудь из молодых девушек, чтобы примерить корону Адальмины. Его Величество не терял, надежды, что дочка его скоро придет, просто задержалась в дороге.
И вот часовой прокричал:
— На дороге видна бедная пастушка, она гонит стадо коз.
Тогда король отдал приказ, который очень удивил и придворных, и собравшихся девушек. Он приказал примерить пастушке корону принцессы!
Все собравшиеся девушки возмущенно фыркнули. Как Его Величество может приказать такое! Надеть корону на пастушку! На грязную нищенку! Но если король приказывает, ослушаться нельзя. И пастушку ввели во двор королевского дворца. Слуги поднесли корону девушке, и та надела ее. И оказалось, что корона будто сделана по мерке. Как растерялись придворные и как возмутились. Они шептали друг другу:
— Неужели эта нищая будет нашей принцессой?
Уже совсем стемнело, разглядеть девушку было трудно, и король велел ввести ее во дворец.
И тут только все увидели, что в зал вошла принцесса Адальмина. Прежняя принцесса Адальмина — с короной на голове, в роскошном платье, ослепительно красивая, восхитительная, обворожительная… Самая-самая лучшая принцесса!
Вместе с волшебной жемчужиной к Адальмине вернулись все подарки розовой феи. Принцесса снова получила красоту, ум, богатство. Но и подарок другой ее крестной остался у Адальмины — доброе сердце.
Все смотрели на Адальмину и удивлялись. Они узнавали свою принцессу — и не узнавали ее. Никогда раньше не светилось ее прекрасное лицо такой добротой, никогда раньше ее голос не был таким приятным и мелодичным. Красота Адальмины была теперь совсем другой.
А принц Сигизмунд с восторгом смотрел на свою невесту — ведь он полюбил ее за добрый нрав, еще когда она жила у бедной старушки.
Вдруг Адальмина увидела рядом с собой старушку, которая приютила ее. Принцесса радостно бросилась к ней, обняла и указала отцу на свою спасительницу.
Король хотел, было, заплатить старушке в благодарность за доброе отношение к принцессе. Он оглянулся в поисках своего главного министра финансов, но когда опять повернул голову, то на месте дряхлой старушки в бедной одежде увидел молодую прекрасную фею в сиреневом платье — крестную своей дочери.
— Мне не нужно наград, Ваше Величество, — сказала она. — Моя главная награда — доброе сердце принцессы Адальмины. Тут же в королевском дворце начались приготовления к свадебному пиру, и стал он самым веселым свадебным пиром, который только видела страна. Король на радостях простил четырех камердинеров и четырех придворных дам и выпустил их из темницы. Все королевство пировало и веселилось на радостях. И все говорили:
— Жемчужина Адальмины прекрасна, но ее доброе сердце еще прекраснее!