Турецкая народная сказка
Давным-давно жил один охотник. Каждое утро он отправлялся в лес на охоту, мясо убитых зверей приносил домой, а шкуры продавал крестьянам. Но была у охотника плохая привычка: по вечерам, возвратившись домой, он кричал жене:
— Есть ли в мире охотник лучше меня? Бедная женщина в испуге отвечала:
— Нет, мой господин.
— В таком случае стань у стены, я стрелой проткну кольцо твоей сережки!
Бедняжка, смертельно испуганная, дрожа, становилась у стены. Охотник прицеливался, натягивал тетиву и выпускал стрелу, которая пронзала серьгу жены.
Каждый вечер жена охотника была вынуждена терпеть эти выходки мужа. Вся деревня знала о мучениях бедной женщины и жалела ее.
Однажды охотник пошел в деревенскую кофейню и стал рассказывать, какой он искусный, меткий стрелок, сколько медведей, лисиц и волков он убил, как он храбр, как одним выстрелом свалить льва может. Слушали его, слушали, наконец терпение потеряли, решили положить конец хвастовству, вывести его на чистую воду. Известно было, что охотник, кроме зайца да вороны, никого не убивал.
Крестьяне решили проучить хвастуна. Кто-то сказал:
— В последнее время повадился к нам на поле огромный медведь. Покоя не дает! Весь урожай съел. Сможешь ли ты убить его?
— Как только он придет, скажите мне, и я его тут же убью.
— Дядюшка, да медведь-то большой-пребольшой!
— Вы забыли, какой я меткий стрелок?
— Знаем! — закричали со всех сторон.
В это мгновенье в кофейне поднялся крик: огромный медведь, нагнув голову, входил в дом. Все попятились по углам, а охотник, увидев медведя, уронил с плеча двустволку, залез под стол.
— Беда, помогите! — кричал он.
Медведь, рыча, шел прямо к столу, под которым спрятался охотник.
— Ох, узнал охотника! Растерзает человека, — говорили кругом.
Услышав эти слова, охотник пулей выскочил на улицу и бросился по деревне, крича:
— На помощь! На помощь!
Медведь за ним, а деревенская детвора следом — со смеху помирает. Охотник опомнился, повернулся — видит, что медведь-то — мальчик в медвежьей шкуре…
От стыда охотник еле до дома добрался. После этого он больше не ходил в кофейню.
Однажды жена охотника пошла в гости к семидесятилетней старушке, жившей по соседству, и рассказала ей о своих бедах:
— Каждый вечер муж мой только и кричит: «Есть ли охотник лучше меня?» А потом ставит меня у стены, прицеливается, натягивает тетиву, выпускает стрелу в кольцо сережки. Так и живу я все время в смертельном страхе.
— Ох, дочка, страшно это… А вдруг стрела попадет в голову!
— Посоветуй, добрая женщина, как мне избавиться от этого человека!
Старушка, перебрав четки в руке, подумала немного и сказала:
— Вечером, когда он станет болтать о своей меткости да искусности, ты скажи: «Есть, мол, лучше тебя стрелок! У Зеленого холма, за горой Каф, стоит араб, он стреляет лучше тебя. Иди, посмотри на него», — скажешь. Он не утерпит, пойдет искать соперника и отвыкнет от своей привычки.
Обрадовалась бедная женщина… Вечером муж, придя домой, опять спросил:
— Есть ли лучше меня охотник?
— Да, есть! -Кто?
— Как кто? Охотник-араб, который стоит у Зеленого холма, за горой Каф! Он и стреляет лучше тебя, и бегает…
— Пойду туда и найду того охотника! Завтра с утра приготовь стальные чарыки, железный посох и сумку с едой. Я отправлюсь в путь еще до восхода солнца.
Жена заснуть не могла от радости! Утром, когда солнце рассыпало из-за гор золотые лучи, охотник проснулся, а жена уже все приготовила.
— Прощай! Обязательно найду того охотника на горе Каф, — сказал охотник и пустился в путь. А жена избавилась от смертельного страха, который мучил ее каждый вечер.
Охотник, пересекая горы и долины, все шел и шел вперед. Наконец пришел он в светлую как солнце страну. Вокруг ни души. По небу летают страшные птицы, горы дивного цвета, а де-
1 К а ф — в турецком фольклоре гора, расположенная на краю света; за ней лежит царство дивов.
ревья — колючие. Как ни искал охотник, никого не встретил, чтобы спросить, где стоит гора Каф. После долгого пути пришел он к старой мельнице. Изнемогая от усталости, охотник вошел внутрь — смотрит, навстречу ему старик, лет за сто перевалил.
— Эй, парень, что ты делаешь в этой жаркой долине? Вот уже двадцать лет, как здесь ни души не проходило.
— Почему?
— Здесь долина смерти. Что ты делаешь здесь?
— Я ищу меткого охотника-араба, который живет за горой Каф. Говорят, он стреляет лучше меня, а бегает быстрее: иду помериться с ним силами.
— Удивительный путник, — пробормотал старик. Потом вытянул руку вперед: — Видишь, впереди, словно туман, виднеется гора? Это гора Каф. Но ты не сможешь перевалить через нее.
— Почему?
— Люди проходят гору Каф только через стальной проход. Но там в узком проходе устроила свое гнездо львица, которая разрывает людей на части. А тот, кто пройдет это место, попадает в страну дивов, там алмазы и изумруды — как у нас простые камни.
— Я убью львицу и пройду в волшебную страну!
— Да ведь львица-то — тоже волшебная. Ты, я вижу, простак, но я тебе помогу. — Сказав это, дед протянул ему окку хлеба. — Это «хлеб, приносящий добро», волшебный хлеб. Если попадешь в беду, отрежь кусочек этого хлеба и брось — все уладится…
Охотник взял у старика волшебный хлеб и отправился дальше.
Спустя много дней пришел он к горе Каф, к стальному проходу, о котором говорил старик. Видит, у прохода сидит львица, глазами искры мечет. Увидела львица человека, прыгнула на него, но как только охотник бросил ей кусочек волшебного хлеба, она, превратившись в огненный столб, исчезла. Вошел охотник в стальной проход, и открылось перед ним темное царство. Прошел немного, слышит чей-то голос:
— Эй, дитя человеческое, что тебе нужно в стране дивов?
— Я иду в гости к охотнику-арабу, что у Зеленого холма, — ответил охотник.
— Дорога закрыта, не пройдешь.
Тут охотник вспомнил про волшебный хлеб. Бросил он кусочек, тотчас появились в пещере чудные птицы и начали клевать хлеб. Вдруг стало светло. Видит охотник речку, а на ней — лодку, сел он и перебрался на другую сторону.
1 О к к а — мера веса, равная 1225 г.
Там стальной проход и закончился. Тут навстречу ему выскочил дракон. Бросил и ему кусочек хлеба и наконец вышел из стального прохода.
Смотрит, а кругом зеленые луга, на лугах полно оранжевых тюльпанов, лиловых гиацинтов и белых ромашек. Журчат и пенятся ручьи, цветут фруктовые деревья, над ними порхают птицы… Прошел охотник немного по зеленой долине и увидел множество холмов, все разного цвета. Наконец показался вдали Зеленый холм… Он прошел подальше и увидел великана-араба, спавшего у Зеленого холма.
«Вот и стрелок, о котором говорила жена», — подумал охотник и крикнул:
— Эй, араб-баба1! Говорят, ты самый лучший бегун и самый меткий стрелок на свете, я пришел состязаться с тобой!
Араб едва услышал этот слабый писк. Открыл глаза, увидел охотника величиной с комара. Взял его на ладонь и тихонько спрашивает:
— Что ты хочешь?
— Сначала я хочу состязаться с тобой в беге, затем в стрельбе, — говорит охотник
Так засмеялся араб над его словами, словно гром прокатился по всему небу. Потом сказал:
— Даю тебе девять дней сроку, беги изо всех сил. Если я раньше этого срока догоню тебя на Красной горе — тут же съем.
— Хорошо, — ответил охотник и пустился бежать к Красной горе.
Несколько дней бежал, оглянулся — видит, араб уж догоняет его. В это время на соседнем поле пахал див. Охотник бросил ему кусочек волшебного хлеба и говорит:
— Отец дивов, спаси меня от этого араба!
— Если бы ты не дал мне волшебного хлеба, я бы сразу тебя съел, — отвечает див. — А что тебе надо?
— Взялся я состязаться в беге с этим арабом, да очень уж у него шаги большие, того гляди догонит меня и съест!
Див нагнулся, взял охотника за шиворот и спрятал его в дупле своего коренного зуба. Тут араб подошел, спрашивает:
— Проходил здесь человек-охотник?
— Никто здесь не проходил, — отвечает отец дивов. Араб поглядел по сторонам — никого не видно, вернулся он к своей горе и опять заснул.
А охотнику душно стало в дупле зуба, начал он кричать. Див вытащил его, он и спрашивает:
— Отец дивов, кто разбил тебе этот зуб?
— Дитя мое, было нас сорок братьев. Однажды все мы пошли на охоту. Мы очень кичились, считая, что мы больше всех и стреляем всех лучше. Но однажды встретился нам охотник куда больше нас. Он был так велик, что океан был ему по колено. Ловил он в море китов, варил их на солнце и глотал. Стали мы его дразнить. Он погнался за нами и убил несколько моих братьев, а остальные спрятались в пещере. В меня он бросил камнем, который попал в этот зуб и разбил его. Видишь, какое скверное дело бахвальство! Всегда найдутся люди, бегающие и стреляющие лучше тебя. Вот и тебя в эти края привело, без сомнения, бахвальство. Если дашь клятву, что больше не будешь хвастать, я дам тебе драгоценностей, алмазов и изумрудов и за одну минуту доставлю домой, — сказал див.
Тут охотник-хвастун понял свою глупость и поклялся диву, что больше не будет хвастаться, а див дал ему шкатулку, полную золота, яхонтов, изумрудов. Потом взял у него волшебный хлеб и бросил его оземь. Тут же появилась жар-птица, охотник сел на нее и скоро опустился у дверей своего дома. Жена его в это время готовила обед у очага. Охотник подробно рассказал ей обо всем, что с ним случилось, и дал слово, что никогда не будет делать ничего дурного. Продали они драгоценности, построили дворец, и с тех пор жили муж и жена счастливо.
1 Б а б а — букв, «отец», почтительное обращение к старшему; может быть присоединено к имени.