Марийская народная сказка
Жил нищий татарин со своей старухой. Старик ходил по миру и этим кормил свою старуху. Детей у них не было. Вот пошел как-то татарин за милостыней, а жена в его отсутствие родила, да не ребенка, а змея. Приходит нищий домой, видит, старуха его сидит у окошка пригорюнившись.
— Что ты пригорюнилась, жена, не заболела ли?
— Посмотри-ка, что лежит в углу на одежде! — отвечает жена.
Посмотрел и сразу попятился.
А змей его спрашивает:
— Куда ты ходил, отец?
— Ходил я собирать хлеб!
На следующее утро змей говорит отцу:
— Сходи-ка к богатому татарину, проси, чтобы он выдал самую младшую дочку за меня замуж.
Пришел нищий к богатому татарину и стал у его двери. Подали ему ломоть хлеба.
— Я пришел к вам не подаяния просить.
— Зачем же ты пришел? — спрашивает хозяин.
— Я пришел просить тебя отдать твою младшую дочь за моего сына.
Не говоря ни слова, схватил богатый татарин нищего и избил до полусмерти. Приходит тот домой, словно кровяной комок.
А змей спрашивает:
— Папа, спросил ты, выдаст ли он дочку за меня замуж?
— Не то, что выдать дочку, он меня так избил, что из меня сделал кровяной пенек.
На следующее утро змей опять говорит отцу:
— Сходи, попроси у богатого татарина его самую младшую дочь замуж за меня.
Нечего делать! Поплелся старик опять к богатому татарину. Тот и разговаривать не стал. В страшном гневе избил его до смерти. Затем искрошил на куски, сложил куски в мешок, а мешок повесил на спину быка (у старика был бык бык, который ходил за ним постоянно). Принес бык домой искрошенные куски мяса. Стоит и мычит у калитки. А старуха выбежала и думает: «Верно, послал он хлеб, что насобирал, а сам где-то остался».
Сняла мешок с быка, вытряхнула и видит изрубленное человеческое мясо. Догадалась она, что это останки ее бедного мужа. С горькими слезами вернулась она в избу.
А змей спрашивает:
— О чем ты плачешь, мама?
— Как же мне не плакать! Искрошили твоего отца на куски, — отвечает старуха.
— Вынеси меня, мама, на волю.
Вынесла она змея на волю.
— Мама, сложи искрошенные куски, как полагается.
Послушалась она, сложила куски мяса. А змей прополз три раза взад и вперед по изрубленному телу, и куски срослись. Прополз еще раз от головы до ног отца, и отец ожил.
— Ну, папа, — спрашивает змей, — что, богач выдаст за меня дочку или нет?
Отец ничего не может ответить, ошеломленный.
А змей все твердит:
— Папа, сходи завтра еще разок да спроси, выдаст он, наконец, дочку за меня замуж или нет?
Нечего делать. Опять пошел нищий к богатому и спрашивает:
— Выдашь ли дочку?
Со злости истолок богач нищего и сжег его, превратил в золу. А останки, кусочки, косточки, золу сложил в мешок: повесил мешок на спину быка и послал домой. Старушка сняла мешок со спины быка, заглянула и залилась слезами. Идет она в избу, а змей спрашивает:
— Почему ты плачешь, мама?
— Как же мне не плакать! Сожгли твоего отца, а золу мне послали.
— Вынеси-ка меня, мама, к отцу!
Вынесла она змея. Высыпала осторожно золу на чистое место посреди двора. А змей размешал золу и принялся ползать по ней взад и вперед, поднимая пыль, и превратилась зола в человеческий труп. Прополз змей по мертвому телу еще раз, и ожил старик. Принес змея в избу и положил на перину. Змей спрашивает у отца как ни в чем не бывало:
— Ну что, выдаст богач дочку-то за меня или нет?
Отец ничего не мог ответить, точно онемел.
А змей за свое:
— Папа, сходи-ка еще попытай, может быть, выдаст за меня дочку.
Опять приходит нищий к богатому татарину. Увидев, нищего, богач очень удивился и задумался.
— Уж не знаю, что с ним делать, в землю, что ли, закопать? — спрашивает богатый татарин дочку.
— Не надо его закапывать в землю и не надо убивать, а надо просить у него такое приданое, чтоб он сам отказался от сватовства, — говорит ему младшая дочь. — Проси у него сорок одну саврасую кобылу, чтоб они были одной масти, и хвосты у них были как один, и сорок одного пегого мерина, и чтобы был посреди его двора сад, а в этом саду журчал бы ключ, и чтобы в саду были разные птицы, и распевали бы они на разные голоса.
Потребовал богач у нищего это приданое. И что же?
Старик татарин ни слова не говоря повернулся и пошел к себе домой. Пришел старик домой к сыну. Сын его спрашивает:
— Ну что, выдаст ли богач за меня дочку?
— Да уж очень большое приданое просит!
— Какое же приданое?
— Просит он сорок одну саврасую кобылу, сорок одного пегого мерина, как один, и чтобы у нас во дворе был сад, в саду журчал бы ключ, и чтобы распевали в саду разные птицы на разные голоса.
— Папа, — говорит змей. — Зарежь ты своего быка, сложи в большой котел и вари его до тех пор, чтобы не осталось ни крупинки мяса.
Отец с матерью сварили целого быка в большом пивном котле. Едят его все вместе, а змей почти все слопал один.
— Папа, волоки за мной бычью кожу.
И змей тронулся — «йуз-йуз» — в путь, а отец за ним еле поспевает бежать. Пришли на середину леса к большой яме.
— Папа, брось бычью кожу в эту яму, — говорит, а сам в это время полез в яму. — И если я закричу тебе «тяни-и-и», то ты начинай тянуть.
Пошел под землей сильный гул. Послышался крик: «Папа, тяни-и».
Напрягаясь изо всех сил, потянул отец кожу и вытянул вместе с бычьей шкурой сорок одного мерина, все одной масти, с одинаковыми хвостами. Бросил кожу в яму, и опять послышался крик: «Тяни-и-и». И вытянул старик сорок одну саврасую кобылу одной масти, с одинаковыми хвостами. Снова бросил кожу в яму и слышит тот-же крик: «Тяни-и-и». И вытянул старик красивый сад, в саду журчит ключ, и разнообразные птицы распевают на разные голоса.
— Теперь иди к богачу, — приказывает змей. — Мне оставь одну саврасую кобылу. Открой ворота, приданое само придет за тобой.
Придя к невесте, отец открыл ворота, и тут же появились сорок саврасых кобыл, сорок один пегий мерин, и вырос сад, в саду зажурчал свежий ключ и запели разнообразные птицы на разные голоса. Все это богатство наполнило двор невесты.
Обрадовался богач и говорит нищему:
— Пусть жених приходит к нам завтра.
Вернулся нищий домой. А змей спрашивает:
— Когда просил прийти к нему?
— Завтра просил.
На следующее утро свернулся змей на спинах трех саврасых кобыл и поехал к богачу. Все повысыпали встречать жениха. Младшая дочь открыла ворота. С нетерпением поджидала она жениха! И что же? Все видят, что во двор въезжает змей, колесом свернувшись на лошади. Увидев змея, все попрятались. Младшая дочь живехонько забежала в заднюю избу, а змей вдогонку за ней — тоже вполз в избу. Девушка в беспамятстве упала на лавку. Змей пополз около девушки, задел ее, и в ту же минуту свалилась змеиная шкура и превратился змей в юношу, прекрасного как солнце. Девушка открыла глаза, посмотрела на него. Перед ней стоял жених, прекрасный как солнце, такой красивый, что на всем свете не сыщешь другого такого. И она сразу его полюбила и тут же обняла его.
Но он остановил девушку:
— Подожди обнимать меня, принеси мне скорее одежду.
Девушка живехонько принесла ему белье и верхнюю одежду. А змей отдал девушке свою кожу:
Возьми эту кожу, запри в сундук и не показывай ее никому: ни сестрам, ни матери!
Положила она кожу в сундук и закрыла его на замок. А потом молодые обнявшись легли на лавку. Мать с отцом и сестра со стариком заглядывали в окна.
— Неужели же змей съел нашу молоденькую дочку? Посмотрели пристальнее в окно и увидели: лежат они в углу, переплелись ногами и мирно спят.
Тогда родители и сестра вошли в избу. Молодые встали. Жених сияет точно солнце. Вся семья очень полюбила его. Начались приготовления к свадебному пиру. Помылись в бане. Сели за богатый ужин. Потом улеглись спать. Утром встали, и отец не мог насмотреться на зятя и предложил ему:
— Пойдем, сын мой, погулять по берегу озера.
Когда они ушли к озеру, мать отправилась к соседям, а сестры стали приставать к невесте с расспросами.
— Где ты спрятала кожу?
Узнали, что кожа в сундуке. Взломали его и вынули змеиную кожу. Тут же затопили печку и бросили змеиную кожу в огонь.
И в ту же минуту вдруг не стало жениха на берегу озера, потерял отец зятя. Бросился туда-сюда, нигде не нашел его и вернулся в грести домой. Стал спрашивать:
— Приходил ли зять домой?
— Нет, не приходил!
Ждут-пождут, нет зятя. Побежала к озеру сама невеста. Нет как нет. Пришел вечер. Сидит семья, горюет. Приходит к ним охотник. Тоже повесил голову, сидит задумавшись.
— Ты-то о чем горюешь? — спрашивает татарин.
— Я, — говорит, — не горюю, а сижу в изумлении. Сижу и думаю: видел я сегодня чудо невиданное.
— Что же такое ты видел?
— В лесу, около источника, где я раньше постоянно обедал и не раз ночевал, появился маленький домик с чердаком. Зашел я в этот домик, поднялся на чердак, стал тихонько около дверей и принялся наблюдать. Увидел я стол, на столе кипящее молоко в белом котле и много других разнообразных кушаний. Вдруг открылось окно и влетела на чердак птичка. Влетела птичка и сразу же отведала молока из котла, отведала и другие кушанья, а потом запела такую песню:
«Женился я на девушке, дал ей в приданое сорок одну саврасую кобылу одной масти и с одинаковыми хвостами. Женился я и дал в приданое сорок одного пегого мерина одинаковой масти и с одинаковыми хвостами. Привез невесте сад в красивой ограде. В саду журчал ключ. На ветвях деревьев распевали разнообразные птицы на разные голоса. Такое приданое я дал своей невесте». — » Пусть отведает мой обед любой зашедший сюда путник». — Тогда я приблизился к столу, отведал по разу все кушанья и насытился. Вспоминая это чудо, задумался я крепко, — так кончил охотник свой рассказ.
Тут сказала младшая дочь татарина:
— Сведи меня к этому домику.
Охотник согласился. На следующее утро стала собираться в путь вся семья: мать, отец и сестры. Но младшая дочь обиделась.
— Если идете вы, то мне уж придется остаться дома.
Тогда решили — пусть младшая дочь идет в лес с охотником.
Придя к источнику и увидев маленький домик с чердаком, девушка сказала охотнику:
— Постой, дядя, ты не заходи со мной.
И вот она вошла в домик одна и не останавливаясь шагнула прямо к столу. Залетает туда же маленькая, красивая птичка. Только хотела она отведать молоко из котла, как девушка, сняв со своего среднего пальца серебряное кольцо, бросила его в котел. Тут же птичка превратилась в красавца-юношу, он и сказал девушке:
— Ну, думал я перехитрить тебя, но ты оказалась хитрее меня!
Вышли они вместе и направились к родному отцу жениха — старому нищему татарину. Построили они дом у родного отца в три раза прекраснее, чем дом богача — отца невесты. И стали жить неразлучно.