Тоймет и поп — марийская народная сказка на русском языке

    Марийская народная сказка
     
    Жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Старший, Ямет, сплавлял лес, клал по алемам печи. Все считали его деловым в хозяйственным. Средний, Паймет, ловил рыбу, ходил на охоту, был находчивым и смекалистым. Младший же, Тойметом звали его, только и знал, что с утра до ночи работал: сеял горох, коноплю, ячмень да пшеницу, полол, удобрял поле.


    Придет домой Ямет, своим барышом хвалится и смеет­ся над младшим братом, Тойметом:

    — А тебе, грязнуля, вечно за сохой ходить, в земле да в вонючем навозе копаться.

    — Тоймет! Тоймет! — вздыхает Паймет, вернувшись с охоты. — Как прекрасно в лесу! Смотри, какую добычу я принес, а ты не то чтобы тетиву на лук натянуть — стре­лять из готового лука не можешь...

    Молчит Тоймет. Берет косу и идет на луга. Скотине на зиму корм нужен...

    Вот однажды отец приметил, что кто-то повадился в горох ночью ходить. Приказывает отец старшему сыну поймать незваного гостя.

    Ямет сел на меже. Выпил одну чарку, другую. Калым у него богатый был в той поре — отмечал он его, да так наотмечался, что скоро уснул и до утра не вставал. Прос­нулся, когда солнышко его распалило, пришел домой, го­ворит отцу:

    — Никою не видел и не слышал. Ночью все было ти­хо.

    Посылает старик Паймета.

    — Тебе, сынок, и бог велел поймать пришельца. И глаз у тебя зорок, и рука крепка.

    Паймет сегодня рано уходил на охоту, много бродил по лесу и с устатку скоро уснул.

    На третью ночь отправляет старик Тоймета и гово­рит:

    — А если никого не поймаешь — сам пойду сторожить.

    — Куда ему? Его с испугу родимчик схватит, — сме­ются братья.

    — Ничего, Тоймет, вот возьми-ка сладкой медовухи для смелости, но утром вора ты должен привести,— подбадривает отец.

    А Тоймет и не думал бояться. Поле он сеял, полол, удобрял. На своем поле честный труженик ни бога, ни черта не боится. А медовуху он взял, пришла к нему думка одна...

    Вылил он в плошку медовуху, а сам сел под высокую березу, что росла у межи, и стал ждать.

    В полночь небо загудело, зашумело, и видит Тоймет: спустился прямо на гороховое поле журавль длинноногий да и начал клевать горох. Клевал-клевал он горох, да, видать, пить ему захотелось. Горох всегда, что говорится, водичкой запивать надобно. Так вот тут-то журавль и увидел плошку. Раз глотнул из плошки, два глотнул — и опьянел, конечно, скорехонько, взлететь не может. Пой­мал его Тоймет и направился домой.


    Ведет, стало быть, Тоймет журавля и вдруг слышит человеческий голос:

    — Отпусти меня, добрый молодец, я подарок тебе сей­час принесу — не пожалеешь.

    — Неси, — простодушно сказал Твймет. — Посмотрим на твой подарок. Только вряд ли он дороже того труда, который ты потравить вздумал.

    Скоро журавль принес Тоймету большой сундук.

    — Ха! Зачем мне пустой сундук? Добра у нас нет. Бедные мы...

    — А это не простой сундук. Он показывает все, что делается на земле, как живут и дальние, и близкие наро­ды, как работать надо и как строить новую счастливую жизнь.

    — Вот это интересно, — обрадовался Тоймет. — По­гляжу, как в других странах жнут да сеют. Может, что по­лезное увижу.

    Отпустил он журавля, взвалил сундук на плечи и на­правился к дому. В это время к заутрене шел поп. Оста­новил он Тоймета, спрашивает, зачем ему такой большой сундук нужен. Рассказал Тоймет все попу, как на испо­веди, а поп и про заутреню забыл. Зовет он Тоймета к себе в дом, посылает слугу баню топить. Тоймет и не подумал ничего плохого. Помылся в бане. Но пока он мылся, поп заменил сундук.

    Пришел домой Тоймет и рассказал про журавля да про сундук. Собрались все родные Тоймета в кудо и открыли сундук. Но сундук как был пустой, так и остался. Смеются братья над Тойметом. Встал отец и начал сам собираться в поле.

    Долго уговаривал Тоймет отца снова отпустить его сторожить горох да с незваным гостем посчитаться. Нако­нец согласился отец. И снова Тоймет сидит под березой, а плошка с вином стоит на самом видном месте. В полночь прилетел журавль и опять начал горохом лакомить­ся. Потом глотнул раз, другой из плошки и захмелел— взлететь не может.

    Хватает его Тоймет за ноги и громко кричит:

    — Ах ты, керемет!* Мало того, что труд чужой потра­вить решил, так еще слово свое не держишь. За такое де­ло самосуд над тобой всем честным людом устроим.

    И тут снова услышал Тоймет человеческий голос:


    — Верь мне, о добрый молодец! Не отдавай на страш­ный суд. Приведу я тебе козу. Когда блеет она — золото сыплется.

    Обрадовался Тоймет:

    — Вот это интересно! Но не могу я поверить, чтобы коза золотом блеяла. Золото, знамо дело, большим трудом достается. Веди-ка свою козу, да, смотри, без обма­нов.

    Скоро приводит журавль козу и говорит:

    — Коза, сыпь золото!

    Мигом заблеяла коза, и начало сыпаться золото. Тут взял Тоймет козу, накинул на шею петлю из веревки пеньковой и повел, стало быть, домой.

    Встречает его поп — он давно караулил Тоймета — зо­вет отдохнуть с устатку, а сам, пока отдыхал Тоймет, за­менил волшебную козу своей, обыкновенной. Вернулся домой Тоймет, собрал родных в кудо и сказал:

    — Коза, сыпь золото!

    Молчит коза, только глазами ошалело водит. Потом вдруг заблеяла, но никакого золота, окромя мелкого на­возного горошку, не посыпалось. Совсем расстроился Той­мет, а братья хохочут над ним — прохода не дают. Упро­сил он отца и в третью ночь пошел горох сторожить. В полночь снова Тоймет поймал журавля.

    — Ну, хватит измываться тебе над честным челове­ком. Теперь я свой суд над тобой, керемет, совершу. Свер­ну тебе шею — и не будешь ты травить чужие посевы. Мне надоело возиться с тобой — завтра рано утром уби­рать горох надо.

    — Остановись, о добрый молодец! Над доверчивостью твоей кто-то смеется. Не я тебя обманул, а кто-то другой. Я подарю тебе волшебную палку. Только скажи: «По спи­не и ногам!» И тот, кто обманул тебя, тут же будет наказан.

    — Хорошо, — говорит Тоймет. — Но если ты меня обманул, то самого тебя и изобьет твоя палка. Неси мне ее.

    Приносит журавль палку, а Тоймет командует:

    — По спине и ногам!

    Но палка не двигается с места.

    — Ты опять же обманул меня! Это тебе не пройдет! — закричал Тоймет и схватил журавля за шею.

    — Остановись, о добрый молодец! — воскликнул жу­равль. — Здесь нет обманщиков — и не бьет палка, бить некого.

    — Хорошо. Вот я сейчас пойду прямо к попу вместе с тобой, и там в присутствии духовного пастыря мы испро­буем твою палку.

    Идет Тоймет к попу, несет волшебную палку да жу­равля ведет.

    Встречает его поп.

    — Здравствуй, здравствуй, мой верный прихожанин. Помолиться или исповедоваться? Рад видеть тебя. Захо­ди, гостем будешь.

    — В гости — оно можно, только вот прежде я хочу правду найти. По спине и ногам! — скомандовал Тоймет.

    И в ту же минуту палка вырвалась из рук и давай крестить попа справа и слева. Закричал поп не своим го­лосом, а Тоймет говорит:

    — Ну, журавушка, спасибо тебе, помог ты мне найти одну правду. Давно я слышал от людей, что поп — об­манщик, но не верил. Оказывается, молва тоже на ров­ном месте не растет. Отпускаю я тебя, журавушка, с ми­ром на все четыре стороны. А ты, толстый мошенник, го­вори сейчас же, где сундук, где коза волшебная, которую ты заменил своей безбожной скотиной...

    — О Тоймет! Уйми свою палку. Все, все я верну и ни­когда не буду больше обманывать свою паству.

    — Вот так-то, — сказал Тоймет. — Правду долго не спрячешь.

    Забрал он сундук, козу и вернулся домой. Начали было братья снова смеяться над Тойметом, но тот, не долго думая, скомандовал:

    — По спине и ногам!

    И вмиг начала палка охаживать насмешников. Заво­пили они что было мочи, а Тоймет говорит:

    — Ну вот что, дорогие братушки мои. Хватит смеять­ся над честным тружеником. Пора и вам вместе со мной растить и убирать урожай.

    — Не будем больше смеяться, убирать горох пойдем вместе с тобой и с отцом, только уйми, ради бога, эту палку.

    Тоймет был человеком незлопамятным. Он тут же утихомирил разбушевавшуюся палку.

    Все братья обнялись и поклялись жить дружно да в согласии. На посевной, на косовице, на уборке урожая они все вместе выходят в поле и на луга...

    И с тех пор, стало быть, не верят марийцы всяким по­пам да дьякам.
    -----------------------------------
    * Керемет - злой дух, нечистая сила.
     

    Читать другие марийские сказки. Содержание.

    Похожие по теме