Киргизские сказки. Сказки Кргизии.
В давние-предавние времена жил-был хан по имени Азрет-султан. Он царствовал сорок лет, имел сорок тысяч войска и покорил сорок больших и малых ханств. Однажды хан решил осмотреть свои обширные владения. Привелось ему ехать через большое, покоренное им ханство, девушки которого славились своей красотой. Азрет-султан решил взять в жены одну нз девушек этого ханства. Узнав об этом, дочери знатных вельмож и баев в лучших своих нарядах вышли к дороге, по которой должен был проехать Азрет-султан. В ожидании хана красавицы заспорили: каждая доказывала знатность и древность своего рода.
Спорили они и о том, кому из них посчастливится стать женой хана. Каждая считала себя наиболее достойной этой чести, каждой хотелось стать ханшей. Но случилось так, что проезжая мимо красавиц, хан был не в духе и не обратил на них никакого внимания. На следующий день Азрет-султану доложили, что как родители, так и дочери глубоко опечалены тем, что он не оказал им внимания и не оценил красоту девушек столицы ханства,
Азрет-султан ответил, что на обратном пути он не¬пременно выберет себе жену из красавиц этого города. Красавицы начали готовить еще более дорогие и роскошные наряды. Многие из них перессорились между собой: каждая считала себя красивее всех, а свои наря¬ды и украшения — самыми лучшими.
После нескольких дней празднеств и потех Азрет-султан возвращался усталый. Жажда и палящие лучи солнца измучили его. И вот встретилась ему речка. Вода в ней была прозрачная и теплая, а дно устлано мелким песком. Хан решил выкупаться и, раздевшись, снял с пальца перстень-талисман, с которым никогда не расставался. В этом перстне заключалась тайна его жизненных ус¬пехов. Азрет-султан положил перстень на берегу, но едва только вошел в воду, как оттуда выпрыгнула рыба, схватила перстень и скрылась с ним в реке. И сразу Азрет-султан сделался самым простым и обыкновенным человеком. Он оказался без войска, без полководцев; исчезла даже его богатая одежда. Случилось в ту пору проходить мимо одному нищему. Увидел он голого человека, пожалел его и поделился с ним своим жалким одеянием.
Совсем неузнаваем стал хан. Отправился он вниз по реке и вскоре дошел до кыш-така. Он очень проголодался, но никто не мог его накор¬мить. Все, к кому он обращался, говорили о непосильных оброках, податях завоевателю, о взяточничестве и грабе¬же правителей, о несправедливости судей. Выслушивал все это Азрет-султан и молча уходил. На краю кыштака, у самой речки, стояла убогая старая юрта. Возле нее он встретил красивую девушку, одетую немногим лучше его самого. Со слезами на глазах хан попросил какой- нибудь еды, прибавив, что умирает с голода. Девушка была дочерью рыбака. Она сказала, что у них есть только рыба, и подала ему кусок. Хан уселся в тени и утолил свой голод. В это время отец девушки вернулся с рыбной ловли. Он был весел: сегодня ему посчастливилось, он принес богатый улов.
Нам вдвоем,— сказала дочь отцу,— и до завтра не перечистить всей рыбы. Не мешало бы попросить этого нищего помочь нам. Непривычен был хан к работе, но пришлось ему согласиться, и вскоре втроем они принялись за дело. Девушка распарывала рыбам животы и вынимала внутренности. Хан мыл вычищенную рыбу, а отец девушки солил. Спустя некоторое время в руки девушки попалась большая, тяжелая рыба. Привычным движением она распорола ей живот… и оттуда выпал перстень. Он искрился и ярким блеском своим слепил глаза. Девушка показала перстень отцу. Рыбак не верил своим глазам: никогда не приходилось ему видеть такую драгоценность!
— Вот теперь мы с тобой заживем,— говорил он радостно.— И долги, и налог уплатим, да и платье хорошее тебе купим. А хан, увидев в руках девушки перстень, так и обмер. Оправившись от волнения, он начал слезно просить, чтобы перстень подарили ему. За это он обещал сделать девушку ханшей, а ее отца — первым визирем в ханстве. Сначала девушка и ее Отец удивились словам нищего, потом громко и долго смеялись над его словами. Но он стал горячо уверять их, что лишь только наденет перстень на палец, как сейчас же предстанет перед ними в ханской одежде и явятся перед ним все его визири, все его многочисленное войско. Но девушка и ее отец продолжали смеяться. Им казалось, что нищий хочет воспользоваться их дростотой и выманить дорогую вещь. Тогда нищий сознался, что он Азрет-султан, и рассказал, как у него пропал перстень. Рыбак было заколебался: «Чего только на свете не бывает!» Но недоверие к словам нищего взяло верх. Тем временем девушка убежала к подругам поделиться удивительной новостью. Выслушав девушку, подруги осмеяли ее. Азрет-султан не обратил никакого внимания на самых знатных и богатых девушек, а тут вдруг обещает жениться на дочери бедного рыбака. «Кто в это поверит!» — говорили они. Девушка была оскорблена их насмешками. Вернувшись домой, она взяла клятву с нищего, что если он действительно станет Азрет-султаном, то женится на ней. После этого она потребовала, чтобы он подождал до утра. Всю ночь нищий не спал — караулил выход из юрты, боясь, чтобы девушка или ее отец не передали кому-либо перстень. Утром девушка подала завтрак нищему и, заметив необыкновенную его бледность, сказала со смехом:
— Наверное, ты от того не спал всю ночь, что думал, как будешь управлять своим ханством, приказывать баям и визирям, чтобы они побольше собирали для тебя податей. Недаром в народе говорят: если дурному дать власть, то с головы твоей не будет сходить палка. Удивился нищий умным речам девушки и не нашелся, что сказать в ответ. Между тем девушка решила испытать волшебную силу перстня и надела его на свой палец. И сразу все пре¬образилось: на ней оказались дорогие одежды, на месте старой убогой юрты стояла новая, с ханским убранством. Мгновенно явилось перед девушкой многочисленное войско, а за ним — визири в пышных одеждах. Все они склонились перед ней, выражая покорность и преданность. Вспомнила тут девушка о нищем и приказала привести его. Визири узнали в нем прежнего могущественного Азрет-султана. В тот же день состоялась свадьба Азрет-султана и девушки. Говорят, что для свадебного пира мясо варилось в девяноста котлах. И еще говорят, что все красавицы чуть не лопнули от зависти. А дочь рыбака затмила всех своей красотой и благородством.