Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель, величайший прозаик и драматург, живший и работавший на стыке двух веков, впитал в себя лучшие образцы классической русской литературы и дополнил их истинным пониманием человеческой души. Именно это обстоятельство позволило ему оставить огромное наследие, в числе которого пьесы, рассказы и повести.
Розовый чулок
Аптекарша
Актерская гибель
Антрепренёр под диваном
Анюта
Без места
Беседа пьяного с трезвым чёртом
Блины
Брак через 10-15 лет
В аптеке
В вагоне
Вверх по лестнице
Ведьма
Визитные карточки
Восклицательный знак
Врачебные советы
Встреча весны
Глупый француз
Горе
Гость
Грешник из Толедо
Дачники
Два газетчика
Двадцать девятое июня
Делец
Егерь
Жених и папенька
Женское счастье
Жёны артистов
Жизнь в вопросах и восклицаниях
Заблудшие
Задачи сумасшедшего математика
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Записка
За яблочки
Зелёная Коса
Зеркало
Из воспоминаний идеалиста
Индейский петух
Интеллигентное бревно
Исповедь, или Оля, Женя, Зоя
Клевета
Конкурс
Контрабас и флейта
Конь и трепетная лань
Корреспондент
Который из трёх?
Кухарка женится
Летающие острова
Мёртвое тело
Мои жёны
Мой юбилей
Моя беседа с Эдисоном
Мыслитель
На чужбине
Нервы
Не судьба!
Неудача
Нечто серьёзное
Ниночка
Новогодние великомученики
Ночь на кладбище
Ну, публика!
О бренности
Общее образование
Оратор
Отец семейства
Открытие
Панихида
Папаша
Первый дебют
Перед свадьбой
Переполох
Каштанка
Белолобый
Душечка
Мальчики
Хамелеон
Дома
Лошадиная фамилия
Налим
Не в духе
Репетитор
Беглец
Ванька
Гриша
Детвора
Толстый и тонкий
Пересолил
Злоумышленник
Смерть чиновника
Унтер Пришибеев
Беззащитное существо
Дочь Альбиона
Экзамен на чин
Злой мальчик
Радость
Канитель
Маска
Архиерей
Баран и барышня
Беззаконие
В ландо
Брожение умов
В овраге
В Париж!
Винт
Жалобная книга
Тоска
Размазня
Длинный язык
Дорогая собака
Забыл!!
Ионыч
Чехов Антон Павлович начинал свою литературную деятельность как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) писатель показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.
В многочисленных рассказах Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др.
Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей;
их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890).
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Вот, к примеру, “Крыжовник” — здесь автор показал истинное счастье человеческое и то, что нередко за него принимают. Иногда стремление к счастью превращается в фанатизм, но что такое фанатизм? Фанатизм — это тоже идея. Чехов в таких рассказах, как “Крыжовник”, “Ионыч”, “Скрипка Ротшильда” дает жизненные примеры фанатизма и навязчивой идеи.
Яков Бронза из рассказа “Скрипка Ротшильда” имел свою навязчивую идею видеть во всем убытки: “Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и, таким образом, в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток!”. То есть он возможные, но не полученные доходы причислял к убыткам. Он так привык к своей ограниченной жизни, наполненной лишь накопительством и подсчетом убытков, что даже не замечал своей жены, с которой прожил более пятидесяти лет. Бронза не видел ничего вокруг, кроме того, что сулило ему прибыль. Он не помнил своей жизни, не помнил своей жены и событий, происходивших в их жизни, не помнил о том, что у них когда — то была дочка…Всё в его жизни затмила собой навязчивая идея. Он даже в самой жизни видел убыток:
“…от смерти будет только одна польза: не надо ни есть, ни пить, ни платить податей, ни обижать людей, а так как человек лежит в могилке не один год, а сотни, тысячи лет, то, если сосчитать, польза окажется громадная. От жизни человеку — убыток, а от смерти -польза”.
В “Крыжовнике” показан уже просто откровенный фанатизм, где поселившаяся в человеке навязчивая идея убивает в нем все человеческое. Она полностью занимает его мысли, и жертва идеи уже ни о чем другом не может думать. Для такого одержимого уже нет никаких ценностей, кроме этой идеи. Так Николай Иванович, ограниченный в своей навязчивой идее, “жил скупо: недоедал,
недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал…” И всё это ради какого-то мнимого счастья! Потом этот герой женился всё с той же целью выгоды, женился без какого бы то ни было чувства, а только из-за денег. И как можно уже догадаться, женившись, он идеи своей не оставил и образа жизни своего не изменил. Жена в этом отношении на него не повлияла. “Он и с ней тоже жил скупо, держал впроголодь, а деньги её положил в банк на своё имя”.
Вот уже два рассказа А. П. Чехова проникнуты одной идеей, показывают одну страсть — страсть накопительства и жадности. И в то же время в “Крыжовнике” автор показывает неудержимое стремление человека к своей мечте, к своему счастью, к своей идее. Здесь низменные инстинкты перемешиваются с высокими чувствами, пусть даже эти “высокие чувства” направлены на материальные блага… Но вот что интересно: А. П. Чехов гениально проследил и подчеркнул в своих произведениях — и не только в “Крыжовнике” и “Ионыче” -обратную строну счастья, то, чем оно становится, когда цель оказывается достигнутой. Человек, достигший своего счастья, завершивший свою идею, опускается, или, в лучшем (для него) случае, умирает, так как стремиться ему больше некуда и не к чему, да и ни к чему. Так Николай Иванович, получив от жизни все, о чем мечтал, “постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Также и Старцев в рассказе “Ионыч” “пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову”.
Зато Яков Бронза, у которого всю жизнь не было никакой цели, кроме максимальной экономии и подсчета убытков, под конец своей жизни начал задумываться о прожитом. Для него наступила переоценка ценностей, он вспоминал прошедшую жизнь и “подсчитывал убытки”. Да, он не оставил своего мировоззрения и ко всем жизненным вопросам подходил с позиции подсчета убытков. И здесь он видит, что за своей скупостью он не разглядел жизни, он пропустил всю жизнь мимо себя: “жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотреть назад — там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет”.
И сейчас, переосмысливая свою жизнь, он приходит к мысли о “невыгодности” плохих отношений, о невыгодности ссор и взаимных обид: “Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу”.
Антон Павлович Чехов — величайший русский писатель, творчество которого и проблемы, которые поднимает он в своих произведениях, являются актуальными и в наши дни.
Бытие чеховских героев изначально материалистично: этот
материализм предопределен не убеждениями, а самой реальной жизнью.
А какой видел Чехов реальную жизнь конца века? Он пытался рассказывать маленькие непритязательные истории — и в его выборе был заложен своеобразный художественный принцип. Он описывал частную жизнь — именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного конкретного человека. Чехов уходит от обобщений, видя в них неправду и неточность, обобщения претят его творческому методу. Жизнь каждого из персонажей самому автору представляется тайной, которую предстоит разгадывать не только ему, постороннему наблюдателю, повествователю, но и самому герою.
Жанр короткого рассказа позволил ему создать мозаичную картину современного мира. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы- от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя- особая, отдельная черточка русской жизни, в сумме же эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.
Итак, мы подходим к одному из определяющих свойств поэтики Чехова: об авторской позиции, а тем более о целостной концепции авторского мировоззрения нельзя судить по отдельным произведениям. И хотя Чехов так и не создал романа, о котором мечтал, и рассказы его практически не складываются в циклы, все его творческое наследие предстает перед нами органическим целым. И в этой целостности- ключ к пониманию Чехова. Лишь в контексте всего его творчества возможно глубоко осмыслить каждое конкретное произведение.
Какая же сила движет героем по этой цепи событий? Что является причиной того, что именно эти события образуют рисунок его жизни, а не какие-либо другие?
Прежде всего следует отказаться от идеи рока, принуждающего героя жить так, а не иначе; герой Чехова ни в коем случае не является гонимым какой бы то ни было внешней силой; иными словами, в судьбе героя Чехова нет ничего сентиментального.
В то же время эта судьба не является воплощением самоценной, самобытной идеи героя; он не является идеологом и протагонистом идеи, а его жизненный путь не является осуществлением прообраза правды жизни с
торжеством или трагедией в его исходе. Иными словами, в судьбе героя нет ничего романтического.
Итак, проработав ряд произведений, мы смогли составить достаточно чёткое представление о личности А.П.Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, рассказы писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались очертить путь писателя, показать, как, глядя прямо в лицо жизни, Чехов утверждал веру в человека, в народ.
«Чехов!.. — говорил Л.Н.Толстой, — это Пушкин в прозе». Однако он считал при этом, что Чехову удалось создать «новые, совершенно новые (…) для всего мира формы писания…».
Чехов прожил сорок четыре года. В наше время сорокалетние числятся едва ли не в молодых и все ещё что-то обещают. Чехов же оставил огромное литературное наследие — множество рассказов и повестей, несколько больших пьес, несколько водевилей, научную книгу «Остров Сахалин», несколько тысяч писем. Он оставил непрерывно растущую славу, множество мифов и опыт существования личности, прикоснувшись к которой, каждый из нас имеет возможность лучше понять смысл и цену собственных жизненных устремлений.
Прошло уже более века со дня смерти Чехова, а его произведения продолжают доставлять читателям художественное наслаждение; они вызывают смех и грусть, заставляют думать и чувствовать глубоко и правдиво, они учат, воспитывают. По многим рассказам Чехова созданы кинофильмы: «Злоумышленник», «Налим», «Человек в футляре», «Анна на шее», «Свадьба», «Дама с собачкой» и другие. Его пьесы не сходят со сцен театров многих стран, его книги издаются почти на всех языках мира. Чехов оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Освоение чеховских традиций сказалось в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна, в драматургии М.Горького. С именем Чехова связано новаторство Московского Художественного театра. Его творчество оказало большое влияние на многих писателей Европы, Америки, Азии.
Перейти в раздел «Рассказы»