Сказка «Колобок». Теневой анализ сказки в сказкотерапии
У сказкотерапевтов есть интересный инструмент для анализа сказок клиентов и сказок обычных – традиционных. Этот инструмент называется: «теневой Анализ». Теневой Анализ начинается с ответа на вопрос: « А что в этой сказке не названо, но скорее всего есть?» Внимательный читатель и психолог всегда может увидеть (или ощутить бессознательно) присутствие в сказке каких-то очень важных, но не названных моментов.
Примечательно, что сказкотерапевты считают: именно в «Тени» сказки лежит и ресурс, и настоящая проблематика этой сказки (этого клиента), и вообще «Дорога к настоящей психотерапии».
Вспомним русскую сказку «Колобок». (Советую вам всем сейчас быстренько её перечитать).
Так что же в этой сказке не названо, но скорее всего есть?
Вот, для подсказки, ключевые для разгадки ребуса фразы…
Дед, зная, что муки нет, тем не менее, говорит бабке: «Пойди по коробу поскреби ,по сусеку помети. Может быть и наскребёшь муки на колобок».
(Бабка наскребла ровно две горсточки).
Печальный герой – Колобок
Колобок отлично знает своё «происхождение» и не скрывает его. Общаясь с животными, он рассказывает им о себе правду:
«Я по коробу скребён, по сусеку метён»
Возьмём контекст сказки и восстановим правильную последовательность слов.
Колобок говорит (обращаясь будто бы с просьбой, с предупреждением):
«Не ешь меня!»
А затем будто бы объясняет:
«Я по коробу скребён, я по сусеку метён!»
Вы заметили, как сюда напрашивается выпущенный союз «потому что»?
В целом фраза выглядит и понимается так:
«Не ешь меня, ПОТОМУ ЧТО я по коробу скребён, я по сусеку метён»
Подлинный смысл просьбы Колобка понятен теперь? Это не жалкая мольба овечки, которую хочет убить волк. «Не ешь меня!» – это не родня «Не бей меня!», «Не обижай меня!» – это предупреждающая надпись на этикетке со склянкой «Яд!»
Сказка «Колобок» – это конечно же полная (светлая) противоположность демоническому, кошмарному миру Льюиса Кэрролла, описавшему Страну (ещё тех!) Чудес.
Там одно коварство от «кажущихся невинными» лакомств. На пирожке коринками выложено «Съешь меня!»
(А мисс Лидделл лучше бы этот пирожок вовсе не ела!)
Да, «Колобок» – полная противоположность тому подвалу, куда упала героиня английской сказки.
«Колобок» – сказка светлая, этичная, по-настоящему героическая!
Так почему же Колобка нельзя есть?
Что в нём такого «не того»? Подсказку даёт встреча с Лисой. Как известно, Колобок и Лисе пропел свою песенку-предупреждение, намекая на «состав продукта».
Но, к сожалению, лиса была глуха (и к ещё большему сожалению, как оказалось, ещё и тупо-прожорлива).
Лиса ответила: «Старая я уже стала, плохо слышу. Сядь-ка ты мне на нос и там свою песенку пропой»
Зачем на нос? Потому что Лиса хоть и не может «прочесть состав без очков», но она может его понюхать!
Так мы, не умея найти сроки годности пакета с молоком, просто нюхаем его!
К великому несчастью для Лисы – она оказалась, скорее всего, жадной. Она понюхала Колобка, как и собиралась.
Но то ли вкусы у неё были поганые (недаром ведь мясо лисы считается у крестьян несъедобным, а само животное это – зловонным и нечистым в культуре – вспомним японских лисиц-оборотней)…
То ли она и сама примерно так же едко пахла, что ей показалось «Даже ничего»…
То ли просто решила: «А, ладно, и такое съедим!»…
И решила свою судьбу…
Так из чего же был сделан Колобок?..
А вы потяните носом, поморщитесь и скажите тихо и брезгливо: «Фу-у, чем это так воняет?»
Вот именно из того самого и был сделан наш Колобок!
И вот тут уже начинается сюжет высокой сказки о Герое.
Колобок был честен – он всех, (кто мог и хотел его услышать!), об этом предупреждал: «Не ешьте меня! Я по коробу скребён и по амбару метён!».
Недаром ведь бабка наскребла и намела (метут – сор) из своих пустых закромов – 2 горсточки…
1-ая горсточка – это действительно остатки хорошей когда-то муки…
2-ая горсточка – мышиный кал, мышиный помёт…
И самое трагичное состоит в том, что эти обе горсточки перемешаны!
Есть хлеб из такой «муки», в которую нагадили мыши, нельзя!
С точки зрения медицины – из-за риска туляремии (так порченые мышами продукты могут послужить причиной заболевания).
С точки зрения мифов, древних понятий о ритуальной чистоте и нечистоте – такой хлеб тоже есть нельзя, потому что это – скверна. Некошерно, в общем…
Мифомышление (и не только оно) полагает: Мы есть то, что мы едим!
Поедая дерьмо (согласно мифомышлению) мы и сами превращаемся в оное…
(Стоит задуматься о том, какие фильмы и клипы мы «потребляем»).
Колобок, однако, герой.
Герой, несмотря на то, что слеплен наполовину из дерьма. Из непригодной в пищу муки! Герой, несмотря на то, что опасен, ядовит, несёт погибель!
Вы только посмотрите, как «поиздевалась над ним Судьба»!
Он, замысленный насыщать людей для их Радости и их Жизни – несёт обратное, несёт в потенциале – Горе и Смерть.
Так в чём же героизм Колобка?
Или
«Дело, которому ты служишь»…
Так юношеское житьё
Идёт капризными путями…
Да в том, что Колобок сумел «выпрыгнуть» из этого сюжета! Вроде бы, действительно, «предзаданного самой насмешницей-Судьбой» и принести людям в итоге и Радость, и Жизнь – и делу, которому ты служишь, не изменить!
Вот у кого, кажется, нужно учиться не унывать ни при каких обстоятельствах!
Колобок предотвратил чудовищную сатанинскую анти-евхаристию – анти-Причастие, пародию на Таинство поедания Хлеба, его осквернение.
Ведь бедные, глупые, жадные и ленивые люди (баба и дед), припёртые к стенке голодом и своей бедностью, уже готовы были отведать и дерьма, радостно причаститься им и в итоге, конечно, стать им!
Но сам Колобок не дал им сделать этого! Как же Колобок смог подарить бабе и деду Радость и Жизнь? И какие у него для этого были качества?
Качества личности, необходимые для подвига, который сумел совершить Колобок
Во-первых, трезвый взгляд на вещи и трезвая оценка окружающих тебя людей – предела их волевых возможностей. Отсутствие завышенных, нереалистических ожиданий от тех, кто слабее…
Он знал, что голодные баба и дед сожрут его, несмотря на все его предупредительные песенки. Он знал, что диалог и увещевания в таком состоянии людей бессмысленны. И он ушёл по-английски.
Убрал из поля зрения «несмышлёнышей» – себя самоё – очень опасный для них предмет. Не стал ни искушать, ни соблазнять бабу и деда, ни проверять их на прочность.
Во-вторых, жалость. Колобок мог бы сказать в своём сердце так: «Глупые люди сами виноваты. Я их предупреждал. Пусть сами отвечают за свои поступки».
Но нет. Ему было по-настоящему жаль и глупую забитую бабу, и жадного прожорливого деда.
Он жалел их, несмотря на то, что они – вот такие…
В-третьих, развитое чувство долга. Колобок почти что японский самурай. Он будет служить своему хозяину, ведь у него есть долг – гирИ.
Он создан для того, чтобы «идти путём зерна». Кормить собою, радовать, насыщать людей, давать, продлевать им Жизнь. Наверное, богородица всех колобков – пайка серого тяжёлого хлеба в 250 грамм, и она строго смотрит на них со старых икон.
Вот юный Колобок и исполнил свой долг! А вроде бы – ну никак не мог этого сделать!
Да, он сумел достать деду и бабе и хороший, другой хлеб, и много муки, и даже масло!
Недаром из всех зверей он позволил себя скушать только Лисе. Заяц – мал, волк – бесполезен, медведь слишком велик, может не пострадать от колобка, а вот лиса – самое «то»! Она очень сразу ликвидна из-за своей ценной меховой шубки.
(Кстати, лисиц часто травят именно, чтобы не портить их шкуру).
В-четвёртых, отсутствие жажды славы, «благодарности» и справедливости на земле
Так и будут баба и дед Колобка недобрым словом вспоминать. «Убёг, негодяй!», «Мы из-за него подлеца чуть с голоду не померли!», «Последний хлеб унёс!»
И невдомёк деду, нашедшему на дороге мёртвую лису, что это Колобок для него постарался. Никогда дед этого не узнает, да Колобку и не надо…
Не каждый из нас вообще готов к подвигу. К «безымянному подвигу» уж тем паче. А так, чтобы подвиг совершился ценой анафемы твоего доброго имени – в памяти людей – ну на это способны только святые из жития святых! «Он был не предатель!» – скажут один-два историка и то если повезёт, лет через 200…
Чему учит нас сказка «Колобок»?
А кто вообще такой Колобок?.. Да он же символ Человека.
В нём перемешаны дионисийское и титаническое начала. Помните миф о Дионисие-Загрее?
Зевс вылепил прекрасного юношу, ангела. Отпустил его погулять. Звёзды им любовались… Но тут его увидели грубые чудовища – титаны и пожрали, только так они и «общались» с прекрасным. Зевс разрыдался, испепелил титанов, а из их праха, в котором были частицы святого, прекрасного и грешного, подлого – вылепил нас с вами, людей…
Так как вы думаете – какая часть двойственного Колобка продиктовала ему его Поступок и Выход из Ситуации?
Кто научил его жалости, трезвости, долгу, презрению к похвале, научил не искать справедливости на земле?
Та часть, которая из мышиного дерьма? Нет, конечно! Если бы в Колобке заговорило «его дерьмо», он повёл бы себя по-другому…
Нет, ему диктовала Другая его Часть – святая, сакральная… Та жалкая горсточка осквернённой гадкими низкими примесями, но не потерявшей свою природу – муки – пшеничной или ржаной.
В Колобке заговорил метафизический вечный бессмертный Хлеб! Тот самый Хлеб, про которого сказано в Евангелиях: «Я есмь Хлеб Жизни, сошедший с небес».
В качестве заключения
Кроме всем очевидных малых уроков (перечислите их сами), в великой русской народной сказке главным нам кажется вот этот.
Ты можешь исполнить Своё Предназначение, даже если судьба над тобой зло поиздевалась. Нашёл же Колобок способ – как всё-таки послужить бабе и деду, как накормить их? Хоть и наполовину состоял из дерьма, а попал в святцы…
Однако главное Препятствие на пути к твоей победе – это твоё суетное тщеславие и гордость.
Колобок сумел вынести мысль о том, что родные его дед и баба так и не узнают, кто именно подарил им эту лису. Его мысли заняты совсем другим – более высоким, что ли… Он быстро и творчески соображает, как же ему исполнить своё предназначение, свой долг… Ведь век Колобка недолог – зачерствеет, заплесневеет. Пропадёт втуне… Как и у человека у него мало времени.
А ещё сердце Колобка было полно любовью и жалостью к людям. Он переживал только о том, чтобы вверенные ему баба и дед, с которыми он связан узами, действительно не умерли с голоду!
Не дед ли боронил и пахал, чтобы вырастить на земле ту рожь, прародительницу сего Колобка?
Мы все связаны вот такими невидимыми узами, и все в долгу друг у друга.
Колобок не искал виноватых в своей судьбе. Он действовал. Поэтому мы любим и помним Колобка до сих пор. Мы чтим Колобка даже в жёлтеньком смайлике-эмотиконе – так он нам по душе!
Даже если мы и не понимаем ещё рассудком тот глубинный архетипический миф о «Бессмертном Зерне», заложенный в этой простой и великой сказке!
Елена Назаренко
Русские народные сказки