Сакральный смысл сказки «Колобок»
С самых первых дней жизни ребёнок учится постигать этот мир, его устройство, пробует окружающую действительность на вкус, запах, цвет, слух. Очень важным подспорьем в познании являются детские сказки. Спору нет, сказка, с любовью рассказанная мамой, сама по себе является источником познаний. Но не все знают, что многие старые сказки, которые, казалось бы на первый взгляд, беЗхитростны и незатейливы, на самом деле содержат в себе глубочайший смысл. Задавались ли вы когда нибудь вопросом, каков смысл сказки «Колобок»? Сказка да и сказка. Для маленьких. Все мы с пелёнок знаем о похождении хлебо-булочного изделия, который трогательно распевал песни и печально закончил своё существование в утробе лисицы. Однако кто бы мог подумать, что в эту сказку вложен глубочайший смысл, гораздо более обширный, чем можно предположить. Сказка не зря называется народной, она насчитывает много веков и передаётся из поколение в поколение. Почему именно эта? Да потому, что наши гениальные предки изначально вложили в неё буквально тайну мироздания — ни больше, ни меньше. Разберём по порядку ничего не упуская.
Множество старых русских народных сказок начинается со слов «жили были-старик со старухой». К этим словам все давно привыкли и не считают их необычными, однако отстранившись от привычного можно было бы и удивиться — зачем сочинять сказки непременно про лиц преклонного возраста? Можно ведь, к примеру, для разнообразия начать и с «жили-были брат и сестра», или «жили-были муж с женой и детьми», или «жили-были тётя и дядя». Последняя несомненно заинтересовала бы и более старшую аудиторию))) Но всё же «жили-были старик со старухой». Всё дело в том, что в стародавнем понимании славян сотворение мира произошло от двух древнейших энергий — мужской и женской. И всё в мире — от них, от их начала. То есть старик и старуха — не буквально пожилые люди, это образы, как и всё в этой сказке. Далее рассмотрим просьбу старика к старухе в поисках муки «по сусекам поскрести, по амбарам помести» и старухино воплощение этого. Тут речь идёт ни о чём ином, как о создании человека. По древним преданиям тело создаётся из праха земного, в прах и уходит. Мука и «помести-поскрести» — это как раз символизированные прах и энергии созидающие. А душа — вечна. Вот потому-то и Колобок. Ведь «коло» в старославянском понимании имеет значение — «круг». А «круг», в свою очередь, считался символом бесконечности, вечности. Вот и получается, что перед нами вовсе не незатейливая выпечка, а сакральное олицетворение духа и тела.
Далее Колобок начал свой путь, покатившись, как водится, с окна на лавку, с лавки на пол, по полу в сени, с сеней на крыльцо, с крыльца на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, обозначив, тем самым свободу выбора, свободу воли души человеческой. Но сказки это не просто болтовня для развлечения, они несут в себе непременно смысл, завет предков, если хотите. Есть он и здесь, да какой… Не будем забывать, что сказка — древнеславянская, а значит повествование в ней о загадочной славянской душе. И повествование это ни что иное, как предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить. Есть у славян одна черта, по-видимому заложенная в нас испокон веку, которая является равно как нашей добродетелью, так и нашим слабым местом. О чём речь станет понятно к концу повествования, я же пока предлагаю вам поразмыслить самостоятельно. Весь путь Колобка в лесу и все зверушки им встреченные, это опять же совсем не просто так. Заяц — первый, кого повстречал Колобок и первый, кто пообещал его съесть, то есть стать для него погибелью. Заяц — символ трусости, слабости. Но не так скроена русская душа. Ни трусость, ни слабость никогда не были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда славились русичи. Посему Зайчику колобок был конечно же не по зубам. И покатился Колобок дальше, на встречу с Волком. Волк — образ алчности, жестокости. И это тоже не про нас. Не присущи такие качества русскому человеку, а значит и погубить его они не могут, ибо щедрость и добросердечие всегда были в чести. Волк так же остался не солоно хлебавши, а Колобку предстояла встреча с Медведем. Медведь — тотем власти, могущества. Но испытание властью так же не представляет опасности, ведь во все времена для русских были ценны простота и свобода. И катится Колобок к завершению своего пути, а именно ко встрече с Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо слышит… Кто как не Лиса может олицетворять собой хитрость? А здесь и кроется ответ на вопрос, какая черта является для нас как добродетелью, так и уязвимым местом одновременно. До-вер-чи-вость. Это то, что делает нас похожими на детей — ясных, светлых, кристально чистых. Но вместе с тем именно доверчивость против вражеской хитрости — вот что способно погубить русского человека, и именно от этого предостерегали нас мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось бы, незатейливую сказку.
И последнее. Почему именно в детскую сказку для самых маленьких заключён такой громадный смысл? Неужели дети в таком возрасте могут всё это понять и осознать? Дело в том, что детское сознание ещё не критично, оно пока ещё не делит ничего на правильно-не правильно, может быть — не может быть. Оно принимает всё как есть без купюр. И записывает информацию прямиком как оно есть, без искажений. А потом человек, уже будучи взрослым, рассказывает старую сказку, которую рассказывали ему, уже своим детям. А те — своим. И важнейшие сакральные знания в первозданном виде передаются из поколения в поколение минуя времена смуты, неверия, кривды. Пока не наступит назначенное время и знания эти станут востребованы. Время света и воскрешения, время возвращения к истокам и пробуждения от сна и ложных наваждений.
Русские народные сказки