Примерный анализ сказки «Морозко»
«Морозко» — одна из самых поэтичных волшебных сказок русского народа. В ней рассказывается о тяжелой доле скромной, трудолюбивой падчерицы, вознагражденной Морозкой за ее приветливость, скромность и доброту. Основная идея сказки — торжество справедливости, утверждение добра. Повествование построено на противопоставлении: добрая падчерица и злая дочь старухи; завистливая, коварная мачеха и справедливый великодушный Морозко. Героиня сказки наделена высокими моральными качествами, которые вызывают сочувствие волшебного существа – Морозки и сострадание чудесной собачки, говорящей человеческим голосом. Задача рассказчика- вызвать у детей симпатию к падчерице, осудить злую мачеху и ее дочь, показать торжество справедливости, передать оптимизм сказки, дать почувствовать красоту и поэтичность сказочного языка.
Повествование начинается с описания тяжелой жизни падчерицы у мачехи. Здесь можно возбудить у детей положительное отношение к падчерице. Показать безответственность и трудолюбие девушки, которая и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету. Фразу-‘ Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо надо произнести возмущенно, выделив слова ничем, все не так, все худо, чтобы дети почувствовали несправедливость старухи. Необходимо показать разницу в отношении мачехи к падчерице и родной дочери. Фразу Все знают, как за мачехой жить, перевернешься— бита и не довернешься — бита сказать сокрушенно, обращаясь непосредственно к детям, как бы ища их сочувствия. Во фразе А родная дочь что ни сделает — за все по головке гладит должно прозвучать неодобрение, слово умница надо прочитать с иронией, насмешливо, без похвалы, чтобы дети поняли несправедливость мачехи и почувствовали жалость к бедной падчерице. Слова придумала падчерицу со свету сжить следует выделить голосом, так как они содержат важное для развития сюжета сообщение о коварном замысле мачехи. В обращении старухи к старику: Вези, вези ее, старик — надо передать приказ, показать власть мачехи над мужем. Воспроизводить же голос старухи, говорить крикливо не следует. Достаточно сказать решительно, выделив слова в лес, на трескучий мороз, чтобы отметить жестокость старухи и вызвать тревогу за судьбу падчерицы.
Раскрывая образ старика, надо оттенить его жалость к дочери и вместе с тем показать безволие, полную покорность злой жене. С ударением следует произнести слова затужил, заплакал, а обращение к дочери: садись, милая дочь, в сани — сказать тепло, горестно, безнадежно, чтобы было ясно, что ничем помочь он ей не может.
Особого внимания требует от читающего сцена в лесу, где падчерица встречается с Морозко. В лесу холодно, сурово. Девушка сидит под елью одна, дрожит, озноб ее пробирает. В голосе рассказчика звучит волнение за нее. В описании встречи Морозко с падчерицей используется прием трехкратного повторения. Увидев девушку, Морозко трижды обращается к ней с вопросом: Тепло ли тебе, девица? — и только после третьего ответа падчерицы награждает ее. Морозко, сказочный хозяин зимы, изображен ярко, поэтично. Он по елкам потрескивает, с елки на елку подскакивает, пощелкивает. К падчерице обращается уверенно, сначала сурово, а затем, тронутый ее добротой, ласково и вместе с тем выжидательно, как бы испытывая ее. Поэтому после каждого вопроса необходимо делать паузу, чтобы дети смогли пережить перемену в настроении Морозко. Трехкратно повторенное обращение отражает настроение напряжения, которое надо передать голосом, выделив слова, особенно ярко рисующие это напряжение: ниже, пуще, сильнее.
В рассказе о награде должна прозвучать радость, выражающая удовлетворение решением Морозко, который сжалился над девицей.
Важная роль в сказке отведена говорящей собачке. Она не помогает падчерице, но зато выражает симпатию к ней и предсказывает развитие событий. Передавать ее речь надо убежденно, уверенно, делая паузу после восклицания Тяф, тяф!, звучащего как своеобразное подражание лаю собаки, что всегда привлекает детей и доставляет им удовольствие.
Описание возвращения падчерицы начиная со слов Вдруг заскрипели ворота… следует прочитать замедленно, несколько удивленно, чтобы ярче передать недоумение старухи и ее зависть.
Обращение мачехи к мужу: Запрягай, старый хрыч, другую лошадь — требует от рассказчика повелительных интонаций и более быстрого темпа, так как старуха, обозленная благополучием падчерицы, торопится добиться того же и для своей дочери.
О встрече Морозко с дочерью старухи надо читать так, чтобы дети ясно почувствовали разницу между ее ответами Морозко и ответами падчерицы и восприняли гибель старухиной дочери как заслуженное наказание за ее неуважение, грубость и злость. В вопросах Морозко слышится нарастающая суровость, а в ответах дочери старухи — раздражение, недовольство, резкость.
Последние слова сказки: Заголосила старуха, да поздно —- не должны вызывать жалости. Произнеся их, рассказчик как бы подводит итог повествованию и выражает уверенность в неизбежной гибели зла и торжестве добра.
Читать другие русские народные сказки