Нос — краткое содержание повести Гоголя Н.В. по главам
I
Случилась эта история 25 марта в Петербурге. Когда цирюльник Иван Яковлевич проснулся, он вместо привычной чашечки кофе решил съесть свежеиспечённого хлеба. Жена его Прасковья Осиповна обозвала его дураком, а сама порадовалась, что ей больше кофе достанется. Когда он разрезал хлеб на две половины, то обнаружил в нём нос коллежского асессора Ковалёва, которого он периодически брил. Это странное происшествие не на шутку взбудоражило его. Жена была вне себя от злости, называла его пьяницей и мошенником, требовала, чтобы он тот час же вынес нос из дома и избавился от него, пока их не арестовали. В его голову лезли всякие мысли: может пьян был и не помнит, может случайно нос отрезал, но как он оказался тогда в хлебе? Ничего из этого он определенно не помнил. Да и объяснению этот случай не поддавался. Иван Яковлевич завернул нос в тряпку и вышел на улицу. Он хотел куда-нибудь подкинуть его или ещё лучше выбросить в Неву.
По дороге ему встретился один знакомый, который стал его расспрашивать, куда он идет так рано, кого собирается брить. С трудом отделавшись от расспросов, он направился к Исаакиевскому собору. Тут стоит сказать пару слов о натуре Ивана Яковлевича. Как и всякий мастеровой, он был пьяница страшный, к тому же неряшливый. Когда Ковалёв приходил бриться, то часто делал замечание цирюльнику, что у того руки воняют. За это Иван Яковлевич, понюхавши табаку, мылил его больше положенного. Вскоре он дошел до Исаакиевского моста, где его заметил квартальный надзиратель. То, что произошло дальше, покрыто туманом и неизвестно.
II
Тем временем коллежский асессор Ковалёв проснулся довольно рано и не обнаружил у себя носа. Его это не просто испугало, а не на шутку расстроило. Он имел чин майора и всегда старался выглядеть с иголочки. Здесь нужно также добавить, что целью его приезда в Петербург был поиск солидного места в госдепартаменте и невесты с завидным капиталом. Сам себя он никогда не называл коллежским асессором, а только майором. Не зная, как поступить в этой ситуации, он решил пойти к обер-полицмейстеру. По дороге он встретил собственный нос в мундире, шитом золотом. На нём были также замшевые панталоны, а сбоку шпага. Ковалёву на мгновение показалось, что он сходит с ума. Нос направлялся в Казанский собор, чтобы помолится. Он последовал за ним. Там он подошёл к носу и пытался поговорить с ним, уговорить его вернуться обратно на лицо, но попытка была безрезультатна. Отвлёкшись на минутку на даму в шляпке, он и вовсе потерял из виду своего странного собеседника.
Недолго думая, майор Ковалёв отправляется к обер-полицмейстеру домой, но не застаёт его там. Тогда, он решает сходить в редакцию и дать объявление о пропаже. Там он также получает отказ и, расстроившись, уходит. Тогда он отправляется к частному приставу, но тот лишь сонно отпускает пару возмущённых комментариев и говорит, что приличному человеку нос не оторвали бы. В отчаянии майор решает, что всё это дело рук штаб-офицерши Подточиной, которая желала выдать за него свою дочь, а он тянул с ответом. Он был уверен, что та обратилась к каким-нибудь бабкам-колдовкам, чтобы наказать его. В таком настроении его застаёт квартальный, принёсший его нос, завернутый в бумагу. Радости Ковалёва не было предела. Он осмотрел нос со всех сторон, и действительно, это был его нос, даже прыщик с левой стороны был на месте. Но как майор не пытался приклеить нос на прежнее место, ничего не выходило.
Тогда он пошел к доктору, но тот лишь посоветовал положить нос в специальный раствор и продать его. Вернувшись домой, он написал письмо Подточиной с просьбой расколдовать его, но получил ничего не понимающий ответ, что свидетельствовало о том, что Подточина не имеет никакого отношения к этому делу.
Спустя некоторое время по городу начали распространяться слухи об этом вопиющем случае. Стали поговаривать, что нос коллежского асессора ровно в три прогуливается по Невскому, затем идет в магазин Юнкера, а потом и в Таврический сад. К этим местам в назначенное время стало стекаться множество народу.
III
Так или иначе, но 7 апреля нос вернулся на свое место. Ковалёв снова увидел на своём лице нос, чему несказанно обрадовался. На радостях он пошёл бриться к Ивану Яковлевичу, который теперь с величайшей осторожностью и смущением выполнял свое дело. Затем он побывал в кондитерской, в департаменте, повстречал одного приятеля такого же чина, а потом штаб-офицершу Подточину с дочерью. Беседуя с ними, все время нюхал табак. Везде, где попадались зеркала, Ковалёв заглядывал в них, чтобы убедиться, что нос на месте. Каждый раз, убеждаясь, что тот на месте, радовался как ребёнок.
В конце повести автор признаётся, что эта история по большей части неправдоподобна, но ещё удивительнее, что находятся авторы, работающие над подобным сюжетом. К тому же, он с уверенностью заявляет, что происшествия такие редко, но всё же случаются.
Краткое содержание произведений других авторов