Портрет — краткое содержание повести Гоголя Н.В. по частям
Часть I
С молодым художником Андреем Чартковым произошла странная история. Заглянув в картинную галерею на Щукином дворе, среди множества картин его взгляд приковал один портрет, на котором был изображен старик с лицом бронзового цвета в азиатских одеждах. Глаза у него смотрели так живо, что, казалось, портрет вот-вот оживет. Отдав за него последний двугривенный, он выкупил картину и отнес ее домой. Там его ждала весть от хозяина оплатить квартплату, отчего он тут же пожалел, что потратил последние деньги на картину, и стал размышлять о своей бедной участи.
У Чарткова, молодого и талантливого художника, не было денег даже на свечу, чтобы не сидеть в темноте. В свою очередь, заезжие художники «одной только привычной замашкой» могли заработать целое состояние и произвести вокруг себя светскую шумиху. Все это время, пока он размышляет, на него безжалостно глядят глаза с портрета, который, как ему кажется, написан известным художником и оставлен незавершенным. Отправившись в постель, он оставил портрет за ширмой, но и сквозь нее пробивался этот испепеляющий взгляд, производя какое-то неприятное чувство.
В страхе художник занавешивает простыней, но это его не спасает от ночного кошмара. Вдруг Чарткову почудилось, что материя зашевелилась. В следующую минуту она уже была на полу, а старик, выйдя из рамы, присел к нему на кровать. В руке у него был мешочек с тысячей червонцев, который он как бы невзначай уронил на пол. Чартков попытался поднять этот мешочек и в этот миг проснулся от странного сна, а в руке еще долго ощущал приятную тяжесть от денежного мешочка. На следующий день к нему пришел хозяин забрать долг. Услышав, что денег нет, он пожелал взять плату работами.
Хозяина заинтересовала картина старика. Когда они ее рассматривали, из-под рамы вдруг выкатился тот самый мешочек с червонцами и художник смог расплатиться по всем платежам. Тысяча червонцев настолько его обогатили, что он смог в тот же день съехать с убогой квартиры и снять для себя роскошные апартаменты на Невском. Первым делом он накупил красок, добротной щегольской одежды и дал объявление в местную газету. В его мастерскую стали приходить первые заказчики. За короткий период он стал популярным у местного бомонда. Более того, Чарткова стали принимать в богатых домах.
Знавшие его раньше художники, заметили, что он растратил свой талант. Теперь его интересовала только нажива. Сам он высказывался довольно резко и категорично о других художниках. Однажды в Академии художество он увидел полотно из Италии, нарисованное его старым другом. Оно было настолько красиво и идеально, что Чартков впал в глубокую депрессию. Он осознал, насколько ничтожны были его работы, в сравнении со многими другими художниками. Тогда он заперся в своей мастерской и старался наверстать упущенное, много работая.
От зависти он скупает лучшие полотна со всего мира, но вскоре умирает от чахотки. Перед смертью ему повсюду мерещатся глаза старика с того портрета, который позволил ему разбогатеть. Все шедевры, которые он скупал в последнее время, он предусмотрительно уничтожил.
Часть II
Вскоре после этого на одном из аукционов Петербурга появился некий художник, который прояснил ситуацию с портретом старика-азиата. К тому времени, за портретом уже закрепилась определенная слава и на фоне всяких китайских ваз и мебели цена его была вчетверо выше. Однако художник во время аукциона заявлял о своих особенных правах на этот портрет и в доказательство решил рассказать историю из жизни своего отца, который тоже был преуспевающим художником и жил в Коломне.
По соседству с ними жил огромный и страшный ростовщик с безжалостными глазами. Поначалу тем, кто занимал у него деньги, условия казались выгодными, но какими-то хитрыми арифметическими вычетами, его проценты в итоге вырастали во много раз. При этом все знали, что старик-азиат может ссудить любую сумму с кого пожелает. Хуже всего, что судьбы людей, бравших у него взаймы денег, страшным образом менялись. Так, например, один молодой и преуспевающий вельможа после сделки с ним приобрел ужасный характер и закончил жизнь безумцем.
Другой молодой человек, который занимал у него денег, чтобы жениться на любимой девушке, стал жутко ревнивым. Дело дошло до того, что он чуть было не убил молодую жену, а потом покончил жизнь самоубийством. Отец художника зарабатывал на жизнь росписью храмов, но мечтал как-нибудь нарисовать духа тьмы. Долго ему просить желаемого не пришлось, так как вскоре к нему обратился тот самый ростовщик с просьбой запечатлеть его на портрете. Он хотел выглядеть на нем как живой, чтобы влиять на людей даже после смерти.
Ничего не подозревающий художник с радостью согласился нарисовать соседа, но чем лучше получался этот портрет, тем страшнее ему было. Глаза натурщика и впрямь глядели как живые. Мастер так и не смог дорисовать портрет из-за возросшего страха, а ростовщик вскоре умер. С отцом художника стали происходить странные вещи. Он стал невероятно злым и завистливым, стал вредить своим ученикам, а на портретах других людей изображать глаза ростовщика. Тогда он решил сжечь свой шедевр, но в последний момент его выпросил друг для своего племянника.
Несчастия не прекращались. Смерть родных людей окончательно убедила мастера, что старик остался жить в картине. Тогда он сам ушел в монастырь, а единственного сына отдал на обучение в художественную академию. Дабы искупить свою вину за этот страшный портрет, он взялся за создание картины «Рождество Иисуса». В этой работе он старался изобразить как можно больше святости и света. Перед поездкой в Италию сын художника заглянул к нему в гости. Вот тогда отец и рассказал ему эту страшную историю и просил, во что бы то ни стало найти его злосчастную работу и уничтожить.
С тех пор прошло пятнадцать долгих лет и вот, наконец, он его обнаружил. Теперь всем было понятно, почему он считал, что имеет на него больше прав, чем кто-либо из присутствующих на аукционе. Никто препятствовать не стал, но когда художник повернулся к стене, где висел этот портрет, то ничего не обнаружил. Толпа слушателей обомлела. Кто-то сказал: «Украден», но кто знает…
Краткое содержание произведений других авторов