В ресторане — стихотворение Александра Блока
 
 Никогда не забуду (он был, или не был,
 Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
 И на жёлтой заре — фонари.
  
 Я сидел у окна в переполненном зале.
 Где-то пели смычки о любви.
 Я послал тебе чёрную розу в бокале
 Золотого, как нёбо, аи.
  
 Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
 Взор надменный и отдал поклон.
 Обратясь к кавалеру, намеренно резко
 Ты сказала: «И этот влюблён».
  
 И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
 Исступлённо запели смычки…
 Но была ты со мной всем презрением юным,
 Чуть заметным дрожаньем руки…
  
 Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
 Ты прошла, словно сон мой легка…
 И вздохнули духи, задремали ресницы,
 Зашептались тревожно шелка.
  
 Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
 И, бросая, кричала: «Лови!..»
 А монисто бренчало, цыганка плясала
 И визжала заре о любви.
  
В ресторане. Анализ стихотворения Александра Блока
 
 Стихотворение Александра Блока  «В ресторане» входит в цикл «Страшный мир», где лирический герой – одинокий и отчаявшийся, наблюдает за пугающим и пошлым миром. Оно написано в 1910 году и посвящено Ольге Судейкиной – женщине, с которой у поэта были романтические отношения.
  
 Настроение стихотворения – элегическое. Оно пронизано грустью, размышлениями о безответных чувствах.
  
 В данном произведении лирический герой встречается в ресторане с дамой, которая его очаровывает. В её образ автор вкладывает черты Судейкиной, которая была красивой женщиной. Несмотря на то, что она сидит с другим кавалером, он посылает ей черную розу в бокале золотого аи. Блок известен как поэт – символист. Здесь и сам цветок, и сочетание черного с золотом – неспроста. Это будто говорит о какой- то внутренней беде, боли, которая закована во внешний шик и роскошь. Героиня реагирует презрительно на такой жест, но по следующим строкам: «Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала// И, бросая, кричала :« Лови!»» мы видим, что она приняла этот знак внимания ближе, чем могло показаться. Возможно, это значит, что она ощутила ту же печаль, которую чувствует этот человек. Сравнивая её с испуганной птицей, автор намекает на то, что эта женщина способна чувствовать свободу, что ей тесно здесь.
  
 Помимо этого сравнения, поэт использует много других средств, для описания героини : олицетворения (задремали ресницы, зашептались шелка) создают очень живой образ, будто бы все на даме движется; повторы (бросала, бросая взоры) также подчеркивают её выразительность. Синтаксические приемы типа параллелизма «Ты рванулась, ты прошла» тоже описывают живость её образа.
 Стихотворение нам открывается потрясающим описанием пейзажа:
  
 «Сожжено и раздвинуто бледное небо,
 И на жёлтой заре — фонари.»
  
 Автор уточняет, что не помнит, был ли этот вечер вообще или нет. Смешение сна, иллюзии с реальностью — все это характерно для творчества Блока.  Именно поэтому, в пятой строфе, автор сравнивает свою героиню со сном. Она для него тоже — что-то из другого мира.
  
 Финал стихотворения тоже отводит наш взгляд от сцены с героиней. Автор возвращается к описанию окружающей обстановки:
  
 «А монисто бренчало, цыганка плясала
 И визжала заре о любви».
  
 Конечно, мироощущение автора в этом стихотворении совершенно другое, нежели в стихах более раннего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Да и чувство любви здесь описано по–другому. Это уже поздний Блок. И это произведение является одним из главных, характеризующим его последний этап творчества.
 _____________________
В ресторане — текст
 и анализ стихотворения
 Александра Блока
 Читаем онлайн
 
  
Краткая биография А.Блока