Царь рыба — краткое содержание повести В.П. Афанасьева
Игнатич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости. С братом тоже нет взаимопонимания.
В деревне он прославился как самый опытный и смекалистый рыбак с хорошо развитым чутьем. Но свой опыт не редко применяет во вред окружающей среде, поскольку занимается браконьерством. Уничтожая рыбу в большом количестве, нанося тем самым неисчерпаемый урон, он понимает, что так делать не следует, страшится позора, который последует за тем, когда все узнают, чем он занимается. Но он не способен остановиться, не способен с собой справиться, его губит чувство жадности, богатства. Что в последствии сыграет большое значение при знакомстве с царь-рыбой.
Осетр похож на древнего ящера, у нее нет ни век, ни ресниц, что-то пугающее таилось в ее глазах. Мужчина удивляется габаритам. Рыбина, выросшая на одних «козявках», и с изумлением величает осетра «загадкой природы». С первого же знакомства, он почувствовал что-то страшное в ней, что-то не опознанное в ней.
Он хочет позвать на помощь братишку с механиком, но тут же у него проявляется чувство жадности, чтобы делить рыбу, с которой икры будет с пару ведерок не меньше, на троих? И в этот же миг Игнатьичу становится стыдно за свои мысли. Но еще через не которое время жадность снова показала свой характер, появился уже азарт. Помимо жажды наживаться, появился еще повод, побудивший его сравниться силами загадочного создания. Помириться с ней силами, проявить свою смекалистость. Ведь такая рыба не каждому поддаться, вот в чем весь смысл вопроса.
Сбросив сомнения, он ловко машет топором прямо рыбе в лоб. Скоро, мужчина оказывается в воде. Скованный своими же удочками с крючками, которые впились в тело его и в тело осетра. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — отмечает писатель.
И только сейчас осознал рыбак, что большая рыба не под силам ему. Да, конечно, он понимал это сразу, до борьбы, но хотел показать себе, какой он сильный и умелый. Рыбак и осетр оказались в ловушке. У них у обоих печальный конец – гибель. Огромное желание жить двигает мужчину вырываться из крючков, от безысходности, даже разговаривает с рыбой, спрашивая, чего она ждет? Как будет спасаться? Он рассчитывает на брата, что прибежит к нему, спасет его, и сильно начинает молиться. Жажда жить толкает мужчину на то, чтобы побороть свою гордость, что есть сил звать на помощь брата.
Человек понимает, он — тонет. Осетр сильно прижимался к Игнатьевичу своим жирным и мягким брюхом. Рыбак ощутил суеверный страх от этой почти женской нежности прохладной рыбы. Мужчина осознал, рыба прижимается к нему потому, что их двоих ждет погибель. И тут же он стал вспоминать то, как он взрослел. Каким был маленьким, потом юным и сейчас, когда уже совсем стал взрослым. Помимо хороших воспоминаний, идут думы о том, что его невезения взаимосвязаны с браконьерством. До мужчины стало доходить, большой лов рыбы не даст спокойно ему жить. Игнатич вспомнил своего дедушку, его наставления рыбакам, — если имеется грех за душой, поступок плохой, не связывайтесь с царь – рыбою, отпускайте тут же.
Наставления дедушки принуждают переосмыслить свои поступки. Что он сделал плохого, что он сделал, чтоб оказаться сейчас в подобной ситуации и осознал, на нем лежит большая вина. Он вспомнил невестку свою, и то, что надругался над чувствами ее. Здесь нет оправданий. И дошло до рыбака, встреча с осетром не случайна – наказание его проступки.
Обратившись к Господу, мужчина молит, чтоб помог распутаться с рыбой, чтоб отпустил ее на свободу, и спас их двоих. Извиняется и перед женщиной, которую оскорбил когда – то в своей жизни.
И тут, осетр распутывается от крюков и исчезает вдали, унося за собой смертельные уды. Рыбаку тут же делается проще: телу – свобода от тяжелой рыбы, душе – что природа его поняла и простила, дала еще одну возможность искупиться от проступков своих и начать жить заново.
Этот рассказ заставляет задуматься над тем, как мы живем, что творим. И что за каждый проступок обязательно наступит возмездие.
Царь рыба — пересказ повести В.П. Афанасьева
Pыбака Игнатьича односельчане уважали за его ум и готовность всем помочь, однако отмечали отсутствие искренности в его поступках. У героя было какое-то особенное чутье, позволившее ему стать самым умелым рыбаком в округе. Однако рыбацкое мастерство он использовал во вред природе, занимаясь браконьерством. Хоть и опасаясь быть пойманным во время запрещенной рыбалки, он из жадности не мог остановиться, желая наловить рыбы больше.
И вот попался ему как-то огромный осётр – прямо царь-рыба. Схватил рыбак топор и ударил обухом по рыбьей голове, но не удержался и свалился с лодки в воду, угодив в свои же сети. Понял Игнатьич, что не сможет он совладать с царь-рыбой, что теперь обоих их ждет погибель. Судорожно пытаясь высвободиться от крючков и сетей, рыбак даже заговаривает с осётром. Все больше запутываясь, без особой надежды на освобождение, герой чувствует холод прижавшейся к нему рыбы и понимает, что осётр жмётся к нему, так же, как и он, боясь смерти. В голове проносятся далекие воспоминания из детства и юности. Игнатьич осознает, что все жизненные неприятности были связаны с его зверским и жадным отловом рыбы.
Внезапно вспомнился старый рыбак, который предостерегал от встречи с царь-рыбой, советуя сразу опускать его, коль есть в прошлом грех. Герой начинает думать, какой же грех лежит на нём? И тут вспомнил он историю, тяжким грузом лежащую на его совести.
Была у него по молодости невеста Глаха. И поползли по деревне слухи, что зажималась она в углу с приезжим лейтенантом. Решил он отомстить за измену, и надругался над девушкой, еще и хвастался потом ребятам да мужикам. После армии он женился, Глаха тоже вышла замуж, но между ними так и осталась эта тихая вражда и обида. Со временем Игнатьич начал испытывать муки совести, но девушка его так и не простила.
Понял рыбак, что за этот грех он несет наказание сейчас, и начал просить прощения перед Богом и Глашей. И вдруг рыба, освобождаясь, уплывает, унося с собой все крючки и сети, вызволив тем самым рыбака. Понял он – простила его природа, дала второй шанс.
Автор описывает высвобождение от рыболовных сетей и крючков, но на самом деле имеется в виду освобождение души, достигнутое рыбаком после искреннего раскаяния.
Вывод: иногда совесть илинеожиданное событие заставляет человека расскаяться в плохих поступках
Краткая биография Астафьева В.П.