Армянская народная сказка
  
 Жил-был царь. Грустно было этому царю оттого, что не было у него наследника.
Подошёл как-то к царскому дворцу дервиш и говорит:
 — Многие лета здравствовать тебе, царь. Если я сделаю так, что родятся у тебя двое сыновей, отдашь ли ты мне одного?
 — Отдам, — отвечает царь.
 — Тогда вот что, — говорит дервиш, — возьми это яблоко и съешь его пополам с царицей. Когда родятся у тебя два сына, не давай им никакого имени, пока я не приду.
 Сказал так дервиш и исчез, а яблоко осталось в руке у царя. Съел он его пополам с царицей, и правда — родились у него два мальчика. Ждали, ждали дервиша, а он все никак не идёт.
 Собрались все царские визир-назиры и говорят:
 — Надо детей крестить. Что же у них имени человеческого нет?
 Собрали народ, стали судить и рядить, как царевичей назвать. Кто говорит — Хачатур, кто говорит — Саркис, так ничего решить и не могли.
 Вдруг неожиданно и появился тот самый дервиш и потребовал:
 — Одного мальчика назовите Назар, а другого Казар, — и опять исчез.
 Царевичи стали расти, учиться, достигли четырнадцати лет. Царь и царица любили их одинаково и думать-то забыли о том, что один из них принадлежит дервишу.
 И вот однажды, когда царь с наследниками прогуливался в своём роскошном цветнике, появился перед ним дервиш, точно из-под земли вырос.
 — Многие лета здравствовать тебе, царь, — говорит он.— Казар —твой, а Назар —мой. Помнишь ли ты наш уговор?
 — Что же делать, — вздохнул царь. — Ведь иначе у меня ни одного сына не было бы.
 Объяснил он всё сыну своему Назару, поцеловал его на прощание и отпустил с дервишем.
 Повёл его дервиш на высоченную гору. Остановился у огромной каменной скалы и говорит:
 — Сейчас, сын мой, поднимусь я на самую вершину горы и буду три дня и три ночи читать заклинания. На четвёртый день скала отодвинется, и ты увидишь в ней дверь. Открой её и смело входи. В пещере увидишь ты три огромные кучи разных монет: одни монеты — золотые, другие — серебряные, а третьи — бронзовые. Ты ни одной монетки не трогай, а возьми ты только старый подсвечник, который лежит на куче золотых монет. Смотри же послушайся меня, ничего больше не трогай, а не то опрокинется скала, на которой я буду стоять и читать заклинания, и совсем меня раздавит.
 Поднялся дервиш на скалу и начал говорить какие-то непонятные слова на непонятном языке. На четвёртый день скала с грохотом сдвинулась с места, дервиш кивнул царевичу Назару, и тот толкнул дверь под скалой и вошёл.
 Увидел он старый подсвечник, который лежал на куче золота, потом протянул руку за золотыми монетами, но отдёрнул её, вспомнив слова дервиша. Хотел уже выйти из пещеры, как кто-то его словно подтолкнул, и он сгрёб пригоршню монет и сунул её себе в карман. Только он это сделал, как скала опрокинулась и подмяла под себя несчастного дервиша. Испугался Назар, кинулся вон из пещеры и долго-долго бежал, сам не понимая куда. Только услышал он грохот за спиной — это скала опять на место встала.
 Добежал он до одного места в горах, где чабан пас овец.
 — Дай мне поесть, чабан, — попросил он у него. — Я три дня уже ничего не ел.
 Чабан его накормил и показал ему дорогу через горы до ближайшего города Спагана. Дал Назар чабану золотой, а добрый чабан и брать-то не хотел. Назар направился в город.
 В городе нашёл он караван-сарай, позвал к себе хозяина и говорит:
 — Принеси-ка мне постель, дай мне поужинать, да ещё принеси свечу, а подсвечник у меня свой есть. Вот тебе за всё шесть золотых монет.
 [Караван-сарай — постоялый двор]
 Хозяин в точности исполнил его просьбу. Поел Назар, попил и думает: надо свечу зажечь, уже темно стало. Достал он старый подсвечник, который вынес из пещеры по просьбе погибшего дервиша, вставил туда принесённую хозяином свечу и зажёг её. Через некоторое время заметил он, что свеча наклонилась набок и воск капает на стол.
 «Наверное, стол неровный»,— подумал Назар и решил переставить подсвечник. Поднял его, а под ним несколько золотых монет.
 Удивился Назар, думает:
 «Я их туда не прятал. Как это они под мой подсвечник попали?»
 Снова переставил он подсвечник, и снова под ним оказалось несколько золотых монет. Наконец догадался Назар, что достался ему не простой, а волшебный подсвечник.
 Попросил он хозяина заказать для него в городе три больших сундука и до той поры переставлял свой подсвечник с места на место, пока не наполнил все три сундука. Потом погасил свечу, и монеты перестали появляться.
 Прожил Назар в городе Спагане ровно три месяца. Собрался он уходить — решил свет повидать, — а хозяин караван-сарая и говорит ему:
 — Идёшь ты по свету бродить, а самого главного в нашем городе так и не увидел!
 — Что же это такое? — удивился Назар.
 — Как же! —говорит хозяин. — Ведь в нашем городе живёт Девушка Красота.
 — А как бы мне поглядеть её? — спрашивает Назар.
 — Это нелегко, — говорит хозяин. — Девушка Красота тому свою руку показывает, кто даст сто золотых монет, а лицо —тому, кто даст целую тысячу. Многих она уже так разорила. Но ты, Назар, кажется, богатый человек. Пойди заплати и посмотри на неё — не пожалеешь.
 На следующий день отправился Назар к дому Девушки Красоты и увидел, что стоит она на балконе, укутанная белым покрывалом.
 — Девушка Красота, — говорит он ей, — открой на минуточку своё лицо. Хочу я, прежде чем уйти отсюда навсегда, поглядеть на тебя.
 — Дашь тысячу золотых, тогда посмотришь, — говорит Девушка Красота.
 — Дам, — говорит Назар,
 Взяла Девушка Красота золото и откинула покрывало. Была она так хороша, что Назар тут же потерял сознание. Его привели в чувство и проводили назад в караван-сарай.
 Утратил царевич Назар сон и покой. Наутро опять пошёл под балкон Девушки Красоты, а на следующее утро — снова.
 — Послушай, — говорит она, — уж не одного богача разорила я, но ты, я вижу, совсем решил без гроша остаться.
 — Не жалко мне денег, — говорит Назар. — Я полюбил тебя и хочу на тебе жениться.
 — А я не хочу замуж, — говорит Девушка Красота.— Ты думаешь, мне деньги нужны? Вовсе нет. Да я просто раздаю их бедным. А замуж я не хочу идти, потому что многие люди в семейной жизни несчастны, а я живу одна — я спокойна и счастлива.
 — Всё равно, — говорит Назар. — Буду я к тебе ходить и платить тебе золотом за то, чтобы взглянуть на тебя. Может, ты в конце концов и согласишься быть моей женой.
 Видит Девушка Красота, что денежными поборами от Назара не отделаешься, и говорит ему:
 — Ну, раз так, сходи туда, куда пошлю, а когда вернёшься, выйду за тебя замуж.
 А сама подумала: «Ну подожди, пошлю тебя к одному человеку с таким поручением, что он тебя сразу убьёт».
 — Вот, — говорит ему Девушка Красота. — Пойдёшь в город Измир. Найдёшь там Абраама-агу и узнаешь у него, отчего его лошадь не овёс и ячмень, а кремни ест. Вернёшься, расскажешь мне, вот тогда мы с тобой и обручимся.
 Собрался Назар в путь, доехал до города Измира, нашёл там дом Абраама-аги и спрашивает у слуг:
 — Дома ли Абраам-ага?
 — Нет, — говорят, — уехал в Стамбул.
 — Когда поехал?
 — Вчера.
 — А когда вернётся?
 — Сегодня.
 — Да как же это может быть, чтобы сегодня? Ведь туда целый месяц пути!
 — Ничего, — говорят, — его конь за один день привезёт. Вдруг видят — пыль поднялась над горой. Слуги говорят:
 — Вон наш ага вернулся.
 Абраам-ага въехал во двор, поставил коня в стойло, слуги пришли, насыпали кремень, и конь начал есть.
 Увидел Абраам-ага, что его гость дожидается, пригласил его в дом, посадил за стол. Сидят они, хозяин ест, а царевич Назар ничего в рот не берёт.
 — Что же ты не ешь? Угощайся, — говорит хозяин.
 — Хорошо, — отвечает Назар, — только обещай мне, что после ужина мою просьбу выполнишь. Только тогда могу я вкусить хлеба в твоём доме.
 — Ладно, — говорит Абраам-ага, — давай кушать.
 А сам думает: «Ну о чём он может меня попросить? Ну, наверное, хочет на моём коне куда-нибудь съездить». После ужина говорит он Назару:
 — В чём же твоя просьба заключается?
 — А вот в чём, — говорит Назар. — Расскажи мне, почему твой конь вместо овса и ячменя кремнём питается?
 — Ох!.. — простонал Абраам-ага. — Если бы я знал, что ты про это спросишь, лучше бы я тебя убил, чем горе своё вспоминать, Ну уж раз я тебе слово дал — делать нечего, слушай.
 … Была у меня жена. И любил я эту жену больше всего на свете. Ничего для неё не жалел. Как-то раз был я в отъезде. Заскучал я в чужом городе по своей любимой жене и, не окончив дела, вернулся домой раньше назначенного срока.
 Поднялся я на крыльцо, вдруг слышу: жена моя дома не одна, а с кем-то разговаривает. Заглянул я в окно, а она дома с каким-то незнакомым мужчиной ласково так говорит и угощает его ужином.
 И слышу я, как гость у неё спрашивает:
 — Если я всё съем, чем же ты своего глупого мужа кормить будешь?
 А она, смеясь, отвечает ему:
 — Кремней ему в тарелку насыплю, пусть ест.
 Вскипела тут во мне кровь от возмущения. Кинулся в дом и убил этого наглеца, с которым обманывала меня моя любимая жена. А она, вместо того чтобы просить у меня прощения, замахнулась на меня старинной курительной трубкой, которая, как я считал, просто для красоты была у нас в доме. Ударила меня этой трубкой и сказала:
 — Быть тебе бездомной собачонкой, Абраам-ага.
 И превратила меня в собаку! И побежал я в образе собаки по улицам. И все гнали меня, бросали в меня камнями, пинали ногами.
 Шмыгнул я на двор к одному священнику и спрятался в уголке. Вечером пошёл священник ворота запирать, велел своей дочери, чтобы она посветила ему, и увидел меня.
 — Ну-ка неси палку! — крикнул он. Он выволок меня и принялся избивать.
 Дочка сказала ему:
 — Не трогай собачку, отец, её глаза похожи на глаза Абраама-аги.
 — Как тебе не стыдно, — завопил священник, — сравнивать уважаемого всеми человека с бродячей собакой!
 Но дочь его всё-таки уговорила: она была мудрой девушкой и многое знала. Она пробралась в мой дом, выкрала трубку и с помощью заклинания вернула мне человеческий облик.
 Потом она снова дала мне трубку и сказала, что с её помощью я смогу отомстить своей жене и превратить её в любое животное, какое пожелаю.
 Я взял трубку и вернулся домой. Я очень страдал, но и зол я был тоже очень. Я превратил свою жену в коня и кормлю её кремнём — тем, чем она, неверная, собиралась меня кормить. И вот теперь чем больше кремня она ест, тем быстрее возит меня. Но я уже больше никогда не чувствую себя счастливым.
 Царевич Назар поблагодарил его за откровенность и вернулся к Девушке Красоте.
 Рассказал он ей всё, что слышал, а она ему ответила:
 — Ну скажи: какое счастье узнал Абраам-ага в семейной жизни, что ты хочешь жениться на мне? А вдруг мы будем так же несчастливы? Нет, не пойду я за тебя замуж.
 Стал её царевич Назар убеждать и уговаривать. А она ему говорит:
 — Ну ладно, пошлю я тебя ещё в одно место. Пойди в город Хайсара. Живёт там Маджрум Ходжа. Когда этот человек поднимается на минарет, чтобы давать азан, он говорит наверху: «Слава Богу, приехали!» А когда спускается вниз, вздыхает тяжело и хватается за голову. Узнаешь причину — выйду за тебя замуж.
 А сама при этом подумала: «Ходжа убьёт его, как только он приступит к нему с расспросами».
 Уехал Назар. Приехал он к дому Маджрума-аги, попросился к нему в дом, и тот принял его как своего гостя.
 Вечером Назар видит, как Маджрум Ходжа направляется к минарету. Поднялся он наверх и сказал:
 — Слава Богу, приехали!
 А когда он совершил молитву, то, спускаясь, тяжело вздыхал и хватался за голову.
 Вечером Маджрум-ага велел накрыть стол, чтобы хорошенько накормить гостя. Сели они за ужин. Только царевич Назар ничего не ест и не пьёт.
 — Почему ты не ешь? — спрашивает хозяин. — Кушай, пожалуйста.
 Назар говорит:
 — У меня к тебе есть просьба. Если обещаешь её выполнить, я смогу есть хлеб в твоём доме, если нет — лучше я прямо сейчас встану и уйду.
 — Хорошо, — говорит Ходжа, — выполню твою просьбу. А сам думает: «Ну о чём он меня может просить? Наверное, влюблён в девушку и хочет получить талисман».
 После ужина хозяин говорит:
 — Ну говори: в чём же заключается твоя просьба? Назар говорит:
 — Скажи мне, пожалуйста, отчего ты, когда восходишь на минарет, говоришь: «Слава Богу, приехали!», а сходя вниз, тяжело вздыхаешь и хватаешься за голову?
 Маджрум Ходжа побледнел и говорит:
 — Если бы ты сразу сказал, в чём твоя просьба, то я не пригласил бы тебя за свой стол, а убил бы тебя, чтобы ты не бередил мои раны. Но я обещал, и слово своё сдержу. Слушай.
 … Раньше был у меня прекрасный голос, и люди, когда бы я ни поднимался на минарет давать азан, приходили меня послушать и даже съезжались из разных городов.
 Однажды, когда я давал азан, спустились с неба три белые голубки, подхватили меня под руки и прямо с минарета понесли на своих крыльях к царю гури-пери. Царь обратился ко мне:
 — Маджрум Ходжа, у тебя такой сладкий голос, что моя младшая дочь влюбилась в тебя и жить без тебя не может. Она хочет выйти за тебя замуж. Возьмёшь ли ты её за себя?
 Я сказал:
 — Позови её, я хочу на неё посмотреть.
 Вошла девушка необычайной красоты.
 — Я с радостью женюсь на ней, — ответил я царю.
 — У меня три дочери, — сказал царь. — В виде белых голубок принесли они тебя сюда. Но имей ввиду: гури-пери никогда тяжело не вздыхают — это убивает их; они слишком нежны, не то что люди. Стань моим зятем и живи здесь. Но если ты научишь мою дочь тяжело вздыхать, она умрёт от этого.
 Мы поженились, жили счастливо четыре года. И родилось у нас двое детей — мальчик и девочка. Но вот однажды вспомнил я свою родину и невольно вырвался у меня тяжкий вздох. Царю гури-пери тут же донесли, что «человекородный» вздохнул.
 Вызвал меня к себе царь и говорит:
 — Разве я не предупреждал тебя?
 — Многие лета здравствовать тебе, царь. Прости меня, я не нарочно. Вспомнил свою родину, и душа моя исполнилась печали.
 — Хорошо, — говорит царь. — Я тебя прощаю на первый раз. А чтобы ты не тосковал, я тебя на месяц отпущу на родину. Только никому из людей не должен ты рассказывать, где ты был и что с тобой случилось. Иначе ты останешься там, а дочь моя здесь, и оба вы будете жестоко страдать в разлуке.
 Снова превратились три дочери царя в трёх белых голубок и отнесли меня на вершину минарета. Было время утреннего азана. Я начал давать азан, и все побросали свои дела, позапирали лавки и пришли, говоря:
 — Маджрум Ходжа, наконец-то ты вернулся.
 Все меня расспрашивали, желая узнать, где я был так долго. И всем я что-нибудь отвечал и не сказал правды.
 Месяц уже подходил к концу, когда явился ко мне мой учитель. Осёл его был нагружён священными книгами.
 — Сын мой, — проговорил он.— Заклинаю тебя всем святым, что сказано в этих книгах. Да ослепит тебя моя тревога о тебе, если ты промолчишь. Объясни мне, где пропадал ты четыре года, ибо душа моя не знает ни минуты покоя.
 Я испугался не столько за себя, сколько за старого учителя, и признался ему во всём.
 Когда прошёл ровно месяц и я взошёл на минарет, как мне казалось, в последний раз, я видел, что меня там ждут моя жена и мои дети. Я воскликнул:
 — Слава Богу, приехали!
 Но жена грустно посмотрела на меня и сказала:
 — Что же натворил ты, человек, рождённый на земле! Ты раскрыл нашу тайну, и вот теперь мы обречены на вечную разлуку.
 И превратилась в голубку; и, обратив детей в маленьких в пташек, она улетела, и я спустился на землю со стонами, и вздохами, хватаясь за голову от того, что я натворил. Теперь ты всё знаешь.
 Назар поблагодарил его и поскакал назад туда, где жила Девушка Красота!
 Рассказал он ей всё, а она ему говорит: — Ну какое же счастье принесла Маджрум Ходже женитьба? Никакого! Для чего же хочешь ты жениться на мне?
 — Ты обещала мне,— говорит Назар. — Я исполнил твои требования, выходи-ка за меня замуж.
 Девушка Красота говорит:
 — Нет, уж давай до трёх раз. Ещё одно задание дам тебе, выполни и его. На этот раз поезжай в город Карс. Найди там человека, который лучше всех в этом городе умеет делать сабли. Этот человек сначала берёт заказ на саблю, делает отличную саблю, а когда заказчик за ней приходит, он отбирает ее обратно и в его присутствии ломает своё изделие о коленку. Узнай, зачем он это делает.
 Поехал царевич Назар в город Карс. Расспросил, где живет лучший сабельный мастер, и направился к нему. Вошел он в его лавку. Тот как раз отдал заказчику саблю, потом попросил её обратно. Поглядел на неё внимательно и вдруг — трах! — разломал её о коленку.
 — Слушай, — говорит заказчик, — зачем ты это сделал? Ведь это была отличная сабля!
 А мастер говорит:
 — Вот, возьми твои деньги, я тебе возвращаю, ты не будешь в убытке. А что пропала моя работа — об этом не жалей!
 Когда покупатель ушёл, хозяин заметил Назара. Стал спрашивать его, кто он и откуда, пригласил вместе с собой поужинать.
 Сели они за стол, а Назар сидит и ничего не ест.
 — Что же ты не ешь, гость дорогой? — говорит хозяин.— Угощайся!
 Назар говорит:
 — Если пообещаешь одну мою просьбу выполнить, тогда я поем твой хлеб.
 Хозяин думает: «Наверное, сабля ему хорошая И говорит:
 — Ладно, обещаю.
 Поели они. Мастер спрашивает Назара:
 — Ну говори, в чём твоя просьба состоит.
 — Скажи мне, — спрашивает Haзар, — зачем ты все готовые сабли о коленку ломаешь?
 — Ах, — говорит мастер, — если бы я знал, зачем ты пришёл, я бы эту саблю не о коленку, а о тебя бы сломал. Но раз слово тебе дал, делать нечего, надо отвечать. Слушай.
 Был я сыном бедного пастуха. Когда пришло время, отец меня женил, меня и отделил. Жить нам с женой было нечем, и решил я пойти в другой город на заработки. А жене я на прощание сказал: «Смотри будь честной, никого в доме не принимай». Сказал я ей так и уехал в город Стамбул. Там я пять лет приручился у сабельщика, стал отличным мастером и завербовался на царскую службу. Через двадцать лет вернулся я обратно в Карс, заработав уйму денег.
 Когда я приехал в город, уже мало кто помнил меня. На месте моей хижины стоял отличный дом. Я заглянул в него и вдруг увидел, что в доме этом сидит моя жена с молодым человеком и ужинает.
 «А-а, — подумал я. — Значит, она обманула меня, вышла замуж за богатого. Вот откуда у неё такой роскошный дом».
 Ночью, когда свет в доме погас, я проник туда и зарубил её и молодого человека. Так я был ослеплён ревностью.
 Наутро услышал я толки в городе. Подошёл к группе говоривших и спросил, чем они так возмущаются.
 — Да вот, — сказали они, — был у нас в городе сын пастуха. Ушёл он на заработки и пропал. Жена его без него родила сына. Сын выучился, стал богатым, построил дом и счастливо жил со своей матерью. И вот сегодня ночью какой-то разбойник, какой-то безбожник убил их.
 Вот почему теперь я, глядя на сделанную саблю, думаю: вдруг и этот убьёт свою жену и сына?» И ломаю её. Теперь ты всё слышал.
 Попрощался Назар с мастером, сел на коня, приехал обратно в город, где жила Девушка Красота. Рассказал он ей историю сабельщика.
 — Неужели ты всё ещё хочешь жениться? — говорит она ему.
 — Как же не хотеть? — говорит Назар, — Да я жить без тебя не могу.
 — Ну, — говорит Девушка Красота, — видно, ты и правда меня любишь. И я тебя полюбила. Что ж, я согласна.
 Собрались они и поехали в замок отца Назара—царя. Доехали они до того чабана, который Назара тогда накормил, и говорят:
 — Вот тебе горсть золота. Беги бегом к царю и сообщи ему радостную весть.
 Чабан говорит:
 — Тогда я твоё золото брать не хотел, а теперь вижу, что ты в довольстве и богатстве. Что ж, спасибо, — и побежал к царю.
 Царь дал ему две горсти золота за радостное известие, велел заложить кареты, взял с собой триста всадников и поехал Назару навстречу. Свадьбу играли сорок дней и сорок ночей. Поженились царевич Назар и Девушка Красота.
 Они нашли своё счастье, а вы найдёте ваше.
 ***********************
 Сказки Армении