Иванушка-прокатись горошинка — русская народная сказка
Пошла вдова по воду. Видит — через дорогу горошина катится. Подняла ее и проглотила. А через положенное время родила сына и назвала его. Иванушка-прокатись горошинка.
С годами сын возмужал, и ему захотелось показать свою удаль и смелость.
А в это время в том государстве случилась большая беда, пропали у царя три дочери. Царь объявил:
— Кто отыщет их, тому все царство отдам!
— Я пойду искать царских дочерей!— сказал Иванушка своей матери. Она сначала отговаривала его, а потом отпустила.
Шел день, другой, неделю, другую шел. Нагоняет его незнакомый мужичок, спрашивает:
— Куда, милый человек, путь держишь?
— А ты кто такой? — спрашивает Иванушка.
— Я Маши-дорога! — отвечает мужичок. — Возьми меня с собой, может быть, пригожусь!
Ну, идем!
Идут день, другой, неделю, другую. Нагоняет их второй мужичок и тоже просится:
— Иванушка-прокатись горошинка, возьми меня с собой!
— А кто ты такой?
— Я Спихни-гора. Может, пригожусь!
— Ну, идем!
Через несколько дней под вечер подошли к дремучему лесу. Иванушка говорит:
— Эй, Маши-дорога! Пришло время лес валить. Это, брат, твоя работа!
Мужичок руками машет — лес по обе стороны валится. Сели на поваленные деревья, отдохнули, поели и дальше пошли, по готовой дорожке. Идут день, другой, на третий день им дорогу загородила высокая крутая гора.
— Эй, Спихни-гора! Нелегко подниматься в гору. Надо ее убрать! Это, брат, твоя работа!
Спихни-гора присел на колено и с такой силой толкнул гору, что она укатилась неизвестно куда.
Видят: в поле сарай стоит. Вошли. На перекладинах сушатся шкуры телячьи, а посреди сарая — колодец. Напиться бы надо, да воды достать нечем. На земле стояли бочки с водой. Мужики напились и легли отдохнуть. Только один Иванушка не спал.
День стал клониться к ночи. Вдруг слышит Иванушка: кто-то свистит и хлопает кнутом. Это пастушок старичок с ноготок, борода с локоток пригнал стадо молодых бычков.
Увидал старичок непрошеных гостей, рассердился и поднял на Иванушку кнут.
— Ах, вот ты на что горазд! — в сердцах воскликнул Иванушка, схватил старичка, подтащил к чурбану и заклинил бороду.
Старичок с ноготок, борода с локоток испугался, спрашивает:
— Как же я теперь буду бычков пасти? И ванушка-прокатись горошинка отвечает:
— До тех пор не отпущу, пока не скажешь, где находятся царские дочери!
— Сейчас они в подземелье, и туда можно попасть только через колодец. Колодец этот пустой и глубокий.
Иванушка-прокатись горошинка отпустил старика. А мужичкам приказал снять с перекладин сарая шкуры, нарезать ремней и сшить их покрепче. Выполнили они просьбу Иванушки. Он прикрепил к нижнему ремню сиденье, устроился на нем и говорит:
— Теперь спускайте меня в подземелье. А сами дожидайтесь, когда вернусь!
Маши-дорога и Спихни-гора так и сделали.
В подземелье было темно. Лишь в одной стороне мерцал огонек. Шел Иванушка на этот огонек день, другой, а на третий день пришел к дому. Видит: дом оловянный. Выходит из него старшая царская дочка и говорит:
— Я рада тебе, Иванушка-прокатись горошинка. Только ты скорее уходи, а то прилетит змей, и нам плохо будет!
— Мы должны уйти отсюда живы и невредимы. И ты мне помоги.
Старшая царева дочка три раза махнула платочком, и Иванушка превратился в булавочку. Она приколола ее к сарафану. Прилетел змей, повел носом и говорит:
— Эх, как здесь русским духом пахнёт!
— Это тебе так кажется, — отвечает пленница. — Поешь да отдохни!
Змей наелся, уснул. Пленница махнула три раза платочком и отстегнула булавочку. Из булавочки вырос Иванушка-прокатись горошинка и одним взмахом меча отсек змею голову.
— А теперь скажи, где находится твоя средняя сестра? — спрашивает Иванушка.
— Иди вон в ту сторону! — указала она ему дорогу по подземелью.
Долго шел Иванушка. Вдруг видит: серебряный домик. Выходит из него средняя царская дочка:
— Я рада тебе, Иванушка-прокатись горошинка! Только ты уходи скорее, а то прилетит трехглавый змей, и нам плохо будет.
— Мы должны уйти отсюда живы и невредимы. И ты мне помоги, как можешь!
— Сейчас я тебя превращу в иголочку и воткну в клубочек. Только это сделала, прилетел трехглавый змей, повел носом, говорит:
— Эх, как здесь русским духом пахнет!
— Ах, полно! — отвечает пленница. — Это тебе с устатку так показалось. Поешь и отдохни!
Трехглавый змей наелся и уснул. Она махнула платочком, вынула из клубочка иголочку. Из иголочки вырос Иванушка и одним взмахом меча отсек змею все три головы.
— А теперь скажи, как мне найти твою младшую сестру, — спрашивает Иванушка.
— Вот тебе мой клубочек, брось его на землю, куда покатится, туда и иди!
Долго шел Иванушка за клубочком по подземелью. Вдруг видит: золотой домик. Выходит из этого домика младшая царская дочка, самая красивая из всех. Бросилась она к Иванушке на шею и просит его уйти.
— Скоро прилетит шестиглавый змей, и нам плохо будет! Иванушка отвечает:
— Мы с тобой должны уйти отсюда живы и невредимы. Можешь ли ты мне помочь?
— Я тебя превращу в гребешок!
Царская дочка три раза махнула платочком и превратила Иванушку в гребешок. Воткнула его в волосы и говорит:
— В правом крыле у шестиглавого змея есть перо. Ты его сразу заметишь: оно шевелится как живое, даже когда он спит. Ты это перо выдерни, а потом отсечешь три головы. Змей бросится в подвал, где стоят бочки с пивом. Справа — бочка с сильным пивом, слева — с бессильным. Ты перекинь эти бочки с места на место. Змей напьется бессильного пива, а ты напейся сильного. И тогда уж тебе ничего не страшно!
Появился шестиглавый змей и говорит:
— Эх, как здесь русским духом пахнет!
— Полно, — отвечает самая красивая пленница. — Это тебе так с устатку кажется. Поешь и отдохни!
Шестиглавый змей наелся и крепко уснул. Младшая царская дочка махнула три раза платочком и вынула из волос гребешок. Вырос из него Иванушка. Он выдернул из правого крыла у змея живое перо, одним взмахом меча отсек три головы. Побежал в подвал и переставил с места на место бочки с пивом.
Почувствовав слабость, змей бросился в подвал, напился бессильного пива и вовсе ослаб. Иванушка-прокатись горошинка напился сильного пива, отсек змею еще три головы. Выходит к красавице и говорит:
— Теперь нам пора выбираться из подземелья! Красавица из всех красавиц махнула платочком — и золотой домик обратился в золотое яичко. Она завернула его в платочек,
отдала Иванушке. И они пошли к средней сестре. Вторая красавица махнула платочком — и серебряный домик превратился в серебряное яичко. Завернула его в платочек, отдала Иванушке, и они пошли к старшей сестре. Третья красавица махнула платочком — и оловянный домик превратился в оловянное яичко. Она завернула его в платочек и отдала Иванушке. Пришли к колодцу.
Иванушка-прокатись горошинка кричит Спихни-горе и Маши-дороге: — Опускайте чалку!
Мужики опустили ремни, подняли на них из колодца двух пленниц одну за другой. Подивились их красоте и заспорили, кому какую в жены взять. Они спорят, а Иванушка-прокатись горошинка снова кричит; — Опускайте чалку!
Третью пленницу подняли мужички и еще пуще заспорили, кому какую взять в жены. Спорили, спорили да и увели за собой всех красавиц, а Иванушку в колодце оставили.
Ходил, ходил опечаленный Иванушка-прокатись горошинка по подземелью. Вдруг видит: громадное дерево. Взобрался на макушку, а там — гнездо, и в нем птенцы неоперившиеся. Прилетел коршун и хотел птенцов унести. Иванушка-прокатись горошинка прогнал коршуна.
Вскоре к птенцам прилетела их мать — Жар-птица. Она стала жечь Иванушку своими горячими перьями. Птенцы запищали, не велели своей матери жечь Иванушку. Жар-птица узнала, что он спас ее детей от смерти, расспросила, чей он и откуда и как попал в подземелье.
Иванушка-прокатись горошинка рассказал о своем горе.
— Не печалься, я тебе помогу. Слезай с дерева и иди по прямой дорожке. Эта дорожка далекая, и она приведет тебя в поле. В этом поле стоят две бочки с мясом по сорок ведер каждая. Придешь к этому месту — я тебе скажу, что надо делать.
Когда Иванушка-прокатись горошинка очутился в поле и подошел к бочкам с мясом, прилетела Жар-птица и говорит:
— Ставь на мои крылья бочки и сам садись между ними. Лететь далеко. Когда я устану, ты меня будешь кормить. В правую сторону поверну голову, давай мне мясо из правой бочки, в левую поверну — из левой бочки мясо давай!
Летел Иванушка на крыльях Жар-птицы. Когда она уставала, то вправо, то влево поворачивала голову, и Иванушка-прокатись горошинка кормил Жар-птицу мясом.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли летел Иванушка — никто не помнит. Только мясо в бочках все вышло, и Жар-птица стала опускаться на землю.
Иванушка с крыльев Жар-птицы слез. Голова кружится, и ноги на земле не держат. Насилу пришел в себя.
— Ты сам во всем виноват! — говорит Жар-птица. — Когда бочки стали пустыми, надо было их сбросить, а ты не догадался. Тебя одного-то мне было бы легко нести!
Иванушка-прокатись горошинка поклонился в пояс всесильной Жар-птице и пошел домой.
Матери и в живых уже не было. Знакомые люди рассказали Иванушке-прокатись горошинка, что царь решил выдать двух старших дочерей замуж: одну за Маши-дорогу, другую — за Спихни-гору. И каждому зятю отдает полцарства.
Перед свадьбой невесты приказали своим женихам принести им туфельки не шиты, не кроены. Никто не знал, где такие туфельки можно взять.
Тогда Иванушка-прокатись горошинка достал три яичка, помахал платочком — и перед ним встали три домика: оловянный, серебряный и золотой. А в каждом домике было по туфелькам не шитым, не кроеным. Понес он их на базар и запросил такую цену, что купить их могли только царские дочери. Они узнали Иванушку, привели к себе домой и обо всем рассказали отцу.
Царь разгневался на Маши-дорогу и Спихни-гору и свое решение выдать за них своих старших дочерей отменил. А младшую дочь выдал за Иванушку-прокатись горошинка и отдал ему все царство.