Удмуртская сказка
Давным-давно около реки Позимь жили удмурты Кайван и Ондра. Крепкий мускулистый Ондра имел богатырскую силу, потому и получил прозвище батыр. Местность эту покрывали непроходимые леса, сюда еще не ступала нога человеческая. Стали они здесь жить, рыбу в реке ловить. Рыбы было множество. Однажды, когда Кайван с Ондрой батыром рыбачили, набрел на них мужик, по одежде русский. Стал он проситься жить с ними.
— Кто ты такой и откуда? — спрашивают Кайван и Ондра батыр, которые знали по-русски хорошо, да и мужик немного знал по-удмуртски.
— Я русский. Зовут меня Завьялом,— отвечает им пришелец.— На меня напали разбойники, и я едва спасся. Теперь не знаю, где и нахожусь. Деваться мне некуда. Примите меня к себе, будем жить дружно, как родные братья.
Посоветовались Кайван с Ондрой батыром и сказали:
— Ну, ладно! Только дай клятву, что не будешь нас обманывать, а мы поклянемся, что не будем обижать тебя.
— Ладно, пусть будет так. Если нарушу клятву, пусть меня громом убьет,— поклялся Завьял.
— Если мы тебя обидим, пусть духи отцов и дедов скрутят нас, как нитку,— сказали Кайван и Ондра батыр.
И стали они жить да поживать около реки Позимь. Начали устраивать жилье, расчищать покосные места. Покосов по реке тогда еще не было, только по берегам шла узкая пойма, поросшая травой и ивой.
Однажды Завьял ходил по берегу и вдруг увидел на другой стороне реки женщину, по одежде удмуртку. Смотрит он на нее и глазам не верит.
— Диво! — говорит про себя.— Откуда в здешних местах женщина? Не привидение ли? Нет!.. Женщина приближается к берегу.
Завьял подошел к реке, и женщина подошла, и они очутились лицом к лицу. Только Позимь между ними. Женщина просит перевезти ее через реку.Обрадовался Завьял, что теперь у них будет женщина, или, вернее, у него будет жена. Бросился он искать что-нибудь, чтобы перевезти ее, но не нашел. Что делать? Идти к жилью и оставить ее одну — она может уйти; стоять здесь — не будет никакого толку.
— Найди лодку,— говорит женщина.
— Лодок тут нет, разве плотик сколотить?
— Ну, сколоти.
Побежал Завьял домой. Навстречу ему идут Кайван с Ондрой батыром, а в руках одного из них веревка. Завьял сказал им, что на том берегу Позими стоит женщина-удмуртка и просит перевезти ее. Кайван и Ондра батыр побежали к берегу вслед за Завьялом. Стали они втроем совет держать, как переправить женщину. Завьял говорит, что надо бросить ей один конец веревки, а за другой тянуть, иначе ничего-де не поделаешь: ни лодки, ни плотика нет, а броду искать долго, к тому же вода в Позими высокая. Сказано — сделано. Бросили женщине веревку и велят ей крепко уцепиться за конец.
— Как вы меня перетянете? Ведь утопите, да и на мне ниточки сухой не останется,— предупреждает их женщина.
— Не утопим, не бойся. А вымокнешь — дадим свою одежду.
Женщина решилась и вошла в реку. Завьял с товарищами принялся тянуть ее. Тянули, тянули — вытянули. Женщина промокла до костей, дрожит, как осиновый лист.
— Идем скорее в наше жилье, дадим тебе сухую одежду,— говорит Кайван.
— Как я, женщина, переменю одежду при вас, мужчины? — возражает она.
— Мы отойдем в сторону — ты переоденешься,— отвечает Кайван.
— Ну, ладно,— согласилась женщина и пошла за ними.
В жилье дали ей сухую одежду, и она переоделась. Теперь три товарища начали совет держать, как быть с женщиной.
— Она должна быть моей женой: я первый ее нашел,— говорит Завьял.
— Ты не князь какой над нами, чтобы решать за всех. Лучше бросим жребий, кому достанется, того и будет,— предложили Кайван и Ондра батыр.
— Я не согласен. Если судить по справедливости — она должна быть моей: я первый встретил ее. Ведь и находкой пользуется тот, кто нашел ее,— так возразил Завьял.
— Человек — не находка,— не согласились с ним Ондра батыр и Кайван.
Решили спросить женщину, кого из них она сама выберет мужем. Завьял надеялся, что женщина изберет его, так как он, Завьял, и моложе и красивее Кайвана и Ондра батыра. Женщина тоже была молода и красива. Она так ответила мужчинам:
— Еще не знаю, кого выберу, подумаю и скажу.
— Выходи за меня, я тебя обижать не стану,— уговаривал Завьял.
Та не ответила, согласна она выйти за него замуж или нет. А ему очень хотелось жениться на ней. И стал он оказывать ей всякие знаки внимания, помогать ей во всем. Узнали Кайван и Ондра батыр про это и говорят ему:
— Зачем ты ухаживаешь за женщиной тайком от нас? Мы ведь клялись жить вместе, как братья.
Прошло несколько времени, и Ондра батыр взял сторону Завьяла. Скоро между тремя товарищами не стало мира из-за Кышно-кенак (так стали они называть женщину, что значит жена-сноха). Прежнее их содружество распалось. Видит Кайван, что товарищи объединились против него, он предложил разделить расчищенные места и жить всем отдельно. Все согласились на раздел. Место по ту сторону Позими взял Кайван, а Завьял с Ондрой батыром остались по эту сторону.
Теперь надо решить, где будет жить кышно-кенак. Кайван убеждал, что она удмуртка и должна уйти с ним. К тому же он, Кайван, старше Завьяла и Ондра батыра. А старший и прав больше имеет. Завьял возразил: если Кайван пошел на раздел, то должен лишиться и кышно-кенак. Спорили, спорили — опять решили спросить кышно-кенак, желает ли она идти за реку с Кайваном или останется на этой стороне с Завьялом и Ондрой батыром.
Кышно-кенак, подумавши, сказала:
— Останусь лучше на этой стороне, коли уж перешла сюда. Может, здесь и счастье найду.
Переселился Кайван за реку Позимь один-одинешенек и стал жить как отшельник. Завьял с Ондрой батыром боялись, что Кайван будет замышлять зло, найдет себе новых товарищей и нападет на них — ограбит, уведет Кышно-кенак и, может, убьет их; Кайван тоже думал, что Завьял с Ондрой придут к нему и убьют его.
Однажды Кайван построил через реку Позимь обманный мост: мост как мост, а все поперечины подпилены. Замыслил он погубить Завьяла, когда тот поедет по мосту. (Нужно заметить, что тогда у Завьяла было уже полное хозяйство: лошади, коровы и мелкий скот.) Устроив такую западню, Кайван ждал случая, когда Завьял отправится за реку. И случай скоро представился. Завьял вздумал осмотреть покосные места и отправился на луга. Увидел он мост через Позимь и подумал, что Кайван построил мост для них, чтобы ездили к нему в гости. Вернулся он домой и рассказал о мосте Ондра батыру. Ондра батыр рассудил не так: он сказал, что Кайван замышляет против них недоброе. Надо кому-нибудь из них съездить к Кайвану с покорной головой. Завьял согласился поехать сам. Спросил совета у Кышно-кенак, на какой лошади ехать к Кайвану.
— Поезжай на карей,— ответила Кышно-кенак.
Завьял сел на карюю лошадь и поехал, на всякий случай вооружившись. Кышно-кенак пожелала проводить его до моста. Каряя лошадь, будто предчувствуя беду, не пошла по мосту. Завьял вынужден был вернуться и по совету Кышно- кенак сел на пегую лошадь. Пегая, не чуя своей гибели, пошла по мосту и провалилась. Завьял успел схватиться за доску, так и спасся. Выкарабкался он, исправил мост и послал к Кайвану Ондра батыра.Ондра батыр рад был ехать к старому другу, чтобы помириться о ним и попировать. Приехал он к Кайвану в гости. Тот принял его радушно. Попировали они порядком, и Кайван, по приглашению Ондра батыра, стал собираться к Завьялу; взял лук, стрелы, сел на любимого коня и поехал.
Завьял встретил Кайвана приветливо и приготовил для него самое лучшее угощение, какое только мог. Погостив вволю, Кайван пригласил Завьяла в лес. Встали они на горе у леса и увидели огромную сосну на другой горе. Кайван натянул лук, взял стрелу, нацелился в сосну и говорит:
— Если я этой стрелой попаду в ту сосну, пусть там у вас будет кладбище, а по эту сторону речки — починок. Места по эту сторону Позими будут ваши, а по ту сторону мои останутся. Межой между моими и вашими владениями будет Позимь.
— Ладно, пусть будет так,— сказал Завьял.
Кайван пустил стрелу, и она вонзилась в сосну. Так и сделалось. На том месте, где стояла сосна, потомки Завьяла и пришельцы хоронят мертвых.
Кайван с Завьялом расстались мирно. Кайван избрал место поселения там, где ныне стоит деревня Чемошур, у большой дороги в семи верстах от села Завьялово. Поставил возле шур свой чум, отсюда и пошло название деревни.