Марийские народные сказки на русском языке

    Собрание марийских народных сказок на русском языке. Просмотр полного списка
     

    Алым-патыр
    Бабин Сын
    Белая Лебёдушка
    Богатырь Иван Зверев
    Волк на свадьбе
    Волшебный меч
    Волынщик на свадьбе
    Глупый сын
    Гусли-самогуды
    Гусыня и Лиса
    Гусь и Утка
    Два брата
    Девочка и Вувер-кува
    Дровосек и его сын
    Заячий домик
    Зимовье в лесу
    Иван-царевич и Безручка
    Ивук
    Как девушка мужа себе выбирала
    Как лиса женила марийца на царской дочери
    Как мужик жену испытывал
    Как мужик отдавал бычка учиться грамоте
    Как мышка и воробей поссорились
    Как Никита царя побил
    Как на свете медведи появились
    Как одну девушку за трех женихов отдавали
    Как поп журавлей ловил
    Как старухино желание исполнилось
    Как мариец попал в становые
    Как Топор в лес ходил
    Как я пчел караулил
    Кокша - богатырь
    Кокшавуй
    Колдун Карт
    Конь с серебряной гривой
    Лепешки на молоке матери
    Леший и мужик
    Лиса и медведь
    Лиса и Перепелка
    Лиса, сова и сорока
    Любознательный Заяц
    Лиса и синичка
    Лиса и белка
    Ловкий ёж
    Мальчик-богатырь
    Маршан и Золотой Дьявол
    Медведь барской породы
    Мудрая невеста
    Мужик, медведь и лиса
    Не спрашивай того, о чем нельзя спрашивать
    Нянькин сын
    Нончык-патыр
    Огонь и человек
    Откуда у Зайца белая шубка
    Откуда у кулика длинный клюв
    Отцовы наказы
    Поп, слесарь и вор
    Сторож пчёл
    Солдатские проделки
    Сарманай
    Сереброзубая Пампалче
    Синица
    Слепая любовь
    Смоляной бычок
    Собака и дятел
    Солдат и Азырен
    Солдат-лекарь
    Солдатская сказка
    Сорок один жеребёнок
    Сорок одна небылица
    Старуха родила змея
    Тоймет и поп
    Ученый медведь
    Хитрая лиса
    Чудесная шашка
    Шляпа
    Язык змей
    Царская шапка с тремя крестами




     
    Народные сказки занимают важное место в устном народном творчестве. От поколения к поколению в виде причудливых рассказов несут они нам историю народа.
     
    В результате многолетнего тесного общения марийцев с другими народами в марийские сказки перешло немало сюжетов из сказок других народов, в том числе из русских народных сказок («Девушка – лягушка», «Девушка – сиротка и дочь мачехи», «Два брата»).
     
    Вместе с тем, марийские сказки сохранили и свои национальные особенности и оригинальные сюжеты («Солдат и Азырен», «Дочь царя и сын купца», «Почему заяц печален»).
     
    Таким образом, марийские сказки позволяют нам более красочно оценить взаимоотношения с другими народами, узнать об укладе внутренней жизни общины марийского народа.
     
    Можно предположить, что марийские народные сказки явились результатом синтеза марийской и русской национальной культур. Но это не совсем так. Несмотря на влияние других народов на жизнь древних мари, их сказки сохранили свою самобытность и образы. На сказочную фантазию марийцев большое влияние оказывала природа и ее обитатели, традиции и социальное положение народа. Все это нашло отражение в народных сказках.
     
    Так, в сказке «Одежда – невидимка лешего» описывается не только леший, но и его чудесная одежда. В сказке «Глупый муж» показано наказание мужчины за гибель жены в том, что даже род его не сохранился, а на месте дома выросла крапива. По вере марийцев убийство члена семьи, близкого человека было самым страшным грехом.
     
    Очень часто в сказках упоминаются молельные рощи «кюсото», а поп часто играет отрицательную роль, как человек, который представлял другую, навязанную людям веру.
     
    С точки зрения социального положения мари, в марийских народных сказках нет повествования о марийце - царевиче. Мариец может пройти испытания, жениться на царской дочери и стать царем, но это всегда идет как награда за спасение царевны или целого народа. Изначально ни в одной сказке не упоминается, что он был рожден в царской семье, в то время как в русских народных сказках часто главным героем является Иван - царевич. В то же время в горномарийских сказках нередко главный герой является сыном богатого купца и даже отправляется в путешествие на корабле. Это объясняется тем, что город Козьмодемьянск стоял на берегу реки Волги и являлся крупным торговым центром того времени.
     
    Марийские народные сказки создавались веками, а значит, отразили в себе жизнь и историю народа мари, их культуру и национальную религию. Сказки о животных показывают представление людей о природе, о мире, окружавшем людей. Из волшебных сказок мы можем узнать больше об исторических событиях и традициях мари:
    - покорение марийцев татарами («Кокша – богатырь», «Чоткар – патыр»)
    - присоединение марийского края к Русскому Царству;
    - притеснение марийского народа, обложение тяжелыми податями (ясаком) («Гусли – самогуды», «Бедный мальчик»);
    - религия народа мари («Маршан и золотой дьявол»).
    Все свои традиции, образ жизни, религию описали марийцы в народных сказаниях, которые передавали из поколения в поколение. Но, несмотря на влияние исторических событий, марийские сказки сохранили свою неповторимую самобытность.
     

    Читать все марийские сказки. Содержание.
    Перейти в раздел "Народные сказки"

    Похожие по теме